Субстанции из России


Фармацевтический производитель «Верофарм» хочет самостоятельно производить сырье для своих лекарств. Пока до 90% субстанций в стране – импортные.

Компания планирует двигаться в сторону вертикальной интеграции, создания производства полного цикла, рассказал в интервью «Ведомостям» Артем Бектемиров, гендиректор и совладелец «Аптечной сети 36,6» (владеет контрольным пакетом «Верофарма»; подробнее см. интервью на стр. 05). Сейчас «Верофарм» обдумывает приобретение производителя субстанций или организацию их контрактного производства. Таким образом компания сможет обеспечить сырьевую базу для текущего портфеля препаратов, расширить ассортимент и выйти на более высокий уровень R&D, объясняет Бектемиров.

В СССР 90% лекарств производилось из отечественных субстанций, сейчас при объеме российского рынка субстанций в $350–600 млн на долю импорта приходится 80–90%, говорит председатель совета директоров поставщика субстанций «Эн.си.фарм» Петр Белый. Производство полного цикла имеет не более 10–12% российских фармкомпаний (в натуральном выражении), оценивает гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев. Еще несколько производителей, по его словам, рассматривают возможность производства субстанций для дорогостоящих препаратов: организовывать производство дженериков полного цикла экономически невыгодно – для таких лекарств проще покупать субстанции, например, в Китае. Тенденция к возрождению производства высокотехнологичных субстанций есть, соглашается Белый: одна из причин – для них не так характерна конкуренция по цене. А в портфеле «Верофарма» преобладают высокотехнологичные препараты, в том числе для лечения онкологических заболеваний, продолжает Белый.

Для препаратов, продающихся на конкретном рынке в значительных объемах, производство субстанций может быть оправданно, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков: при наличии площадки минимальные расходы на организацию производства субстанций – около $5 млн (включают затраты на оборудование, системы водоподготовки); компании обычно ориентируются на окупаемость за 5–6 лет. «Учитывая долю субстанций в себестоимости лекарства, его годовые продажи на локальном рынке должны быть не менее $10 млн», – подсчитывает Глушков. По итогам первого полугодия 2011 г. на самый продаваемый препарат рецептурного сегмента «Верофарма» – противомикробный ирунин – пришлось 220 млн руб.