«Фермер» улетел в Казахстан

В Казахстане открылся завод по производству сельскохозяйственных самолетов «Фермер», разработанных казанской фирмой «Мвен». В Татарстане запустить их серийное производство до сих пор не удалось

ООО «Фирма «МВЕН»»

Совладельцы (по данным ЕГРЮЛ): Виктор Ермоленко (50%), Михаил Невельский (50%). Финансовые показатели (СПАРК, 2010 г. по РСБУ): выручка – 77,8 млн руб., чистая прибыль – 1,5 млн руб.

В Карагандинской области Казахстана во вторник открылся завод «Казавиаспектр», который будет выпускать малогабаритные самолеты по лицензии «Мвен». Стоимость проекта составила 1,648 млрд тенге (349 млн руб.). Инвесторами выступила группа физических лиц, имена которых не раскрываются. За предоставление лицензий «Мвен» получила 10% уставного капитала ТОО «Казавиаспектр», рассказал «Ведомостям» финансовый директор «Мвен» Михаил Невельский.

Завод будет выпускать разноцелевые самолеты, в том числе «Фермер-2» и «Фермер-500», предназначенные для обработки полей химикатами, рассказал Невельский. Первоначальная проектная мощность завода – 36 «Фермеров» в год, на нее завод выйдет в 2012 г.

Покупателем самолетов станет казахстанское правительство. Сейчас 80% всего авиапарка Казахстана – это самолеты советского производства, которые морально и технически устарели. «Этот завод решит актуальный вопрос развития малой авиации – обновление авиапарка. К 2015 г. емкость рынка воздушных судов сельскохозяйственного назначения будет доведена до 500 единиц», – говорил министр транспорта и коммуникаций Казахстана Абельгазы Кусаинов в августе 2010 г. во время закладки первого камня. В открытии завода принял участие президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

В России запустить «Фермеры» в серийное производство пока не удалось. «В России мы не чувствуем государственной поддержки, которая необходима для открытия серийного производства, хотя министр промышленности и торговли Татарстана Равиль Зарипов и старается нас поддержать, – поясняет Невельский. – Нашими самолетами интересуются уже и в зарубежных странах». В Татарстане малая авиация в сельском хозяйстве не используется, добавляет он.

Получить вчера комментарии в министерстве сельского хозяйства и министерстве промышленности и торговли Татарстана не удалось.

«Казавиаспектр» стал первым авиазаводом в Казахстане, проект создал 125 рабочих мест, казахстанское правительство помогло инвесторам с получением льготного кредита, рассказал Невельский.

Казахстан давно был заинтересован в развитии собственной авиаотрасли, поэтому государство поддержало проект, считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Производить магистральные самолеты они бы не смогли, а малую авиацию – вполне. Теперь Казахстан рассчитывает заполнить внутренний рынок «Фермерами», а потом поставлять их на экспорт», – говорит он. В России же, по его словам, отсутствует государственная поддержка малой авиации, поэтому такие проекты не развиваются. «Авиапроизводство очень дорогое, для окупаемости нужно сразу создавать крупное производство мощностью минимум 25 самолетов в год, и без комплексной поддержки государства здесь не обойтись», – объясняет Пантелеев. «Процедура сертификации в Казахстане намного легче, чем в России, где надо отдельно сертифицировать каждую деталь, и возможно, это является одной из причин, почему малая авиация пошла в соседнюю страну», – сказал «Ведомостям» эксперт, попросивший об анонимности.