«Коробки» догоняют

Продажи созданных российскими компаниями «коробочных» компьютерных программ за границу растут быстрее, чем у софта, сделанного на заказ. По объему продаж «коробки» почти догнали заказные IT-услуги

Объем продаж готовых («коробочных») компьютерных программ российских компаний за рубеж в 2010 г. составил примерно $1,35 млрд – на 30% больше, чем в 2009 г., оценило некоммерческое партнерство «Руссофт». При этом доходы от программирования на заказ для иностранных клиентов за то же время выросли всего на 14% до $1,6 млрд. Еще $350 млн заработали на программировании российские центры разработки зарубежных компаний, университеты и НИИ. Общий объем экспорта ПО в 2010 г. составил $3,3 млрд, а в 2011 г. он достигнет почти $4 млрд, прогнозирует «Руссофт». А еще через год экспорт ПО должен принести $4,75 млрд, ожидают специалисты «Руссофта».

Львиная доля доходов от продаж за границей готовых программ пришлась на «Лабораторию Касперского», ее общая выручка составила в 2010 г. $538 млн. Другие успешные экспортеры «коробок» – компании Parallels, Acronis, Transas Technologies, CBOSS, ABBYY, Paragon Software Group, Spirit DSP.

«Бизнес на готовых продуктах более рискованный, чем продажа IT-услуг: ты либо пан, либо пропал», – предупреждает президент и гендиректор ABBYY Сергей Андреев. По его словам, один продукт может принести много прибыли, другой – одни убытки, а прибыль приходится вкладывать в разработку новых продуктов. В итоге сверхприбылей у продуктовых компаний обычно нет, зато случается сверхбыстрый рост – когда компания угадает с одной из своих программ. Андреев говорит, что в октябре 2011 г. продажи ABBYY по сравнению с тем же периодом прошлого года выросли на 35%. В следующем году ABBYY надеется расти так же быстро. Но он не уверен, что в 2011 г. продажа «коробок» за рубеж превысит доходы от экспорта IT-услуг.

А руководитель управления маркетинговых исследований «Лаборатории Касперского» (ЛК) Александр Ерофеев ожидает, что экспорт «коробок» обойдет IT-услуги через два-три года. Он говорит, что разрабатывать стандартизованные «коробочные» программы выгоднее, чем предоставлять IT-услуги – уникальный продукт, издержки на создание которого значительно выше. «Лаборатория Касперского» зарабатывает больше 80% своей прибыли за пределами России.

В 2010 г. доходы Индии от экспорта IT-услуг и аутсорсинга бизнес-процессов выросли на 16–18% до $59 млрд, по оценкам ассоциации Nasscom. Объем мирового рынка IT-аутсорсинга, по оценке Forrester Research, составил $254 млрд.