Приготовились к росту

Мировые производители продуктов питания и напитков намерены повышать цены в следующем году

В 2012 г. 41% крупных производителей продуктов питания и напитков ждут повышения цен на свою продукцию, показало глобальное исследование международной аудиторской компании Grant Thornton. Год назад о возможном повышении цен говорило только 12% участников исследования.

Запас рентабельности, позволявший до сих пор некоторым производителям продуктов питания удерживать цены от повышения, исчерпан, делают выводы авторы исследования.

Они объясняют это негативной конъюнктурой на мировых продовольственных рынках.

Так, рост мировых цен на пшеницу и кукурузу в течение последних 12 месяцев превысил 100% – при том что цены на нефть за тот же период выросли «всего лишь» на 40%, пишет в своем отчете Grant Thornton.

Давление на цены оказывает рост спроса на продовольствие в развивающихся странах, особенно в Китае, отмечают аудиторы компании.

В ближайший год возросшие издержки будут переложены на потребителей, несмотря на то что розница обычно противостоит попыткам повышения цен со стороны производителей, указано в отчете Grant Thornton.

Согласно отчету компании Kraft Foods за III квартал 2011 г., повышение цен на сырье уже сказалось на отпускных ценах компании: за счет него достигнуто 7% роста выручки. При этом компания старается компенсировать рост стоимости сырья, отмечено в отчете.

«Мы старались избежать ценовых шоков и сохранять нашу конкурентоспособную позицию на рынке», – говорит директор по корпоративным вопросам Kraft Food Яна Гусева.

Исполнительный директор аналитического центра «Совэкон» Андрей Сизов сообщил «Ведомостям», что в России, по его мнению, колебания цен на продовольствие в большей степени обусловлены не столько конъюнктурой на аграрных рынках, сколько теми или иные мерами регулирования, которые предпринимают в правительстве. Так, цены на мясо птицы в России выше среднемировых из-за введенных властями ограничений на импорт, при том что цены на большинство составляющих кормов для птицы в России ниже, чем в среднем в мире.

Серьезных изменений в цене на продовольствие в России пока не ожидается: в стране несколько месяцев наблюдается дефляция, связанная с сезонным падением цен на плодоовощную продукцию, напоминает Сизов.

Инфляция в России, по данным Росстата, с начала ноября достигла 0,4%, а с начала 2001 г. – 5,6% (в 2010 г. инфляция за этот период составила 7,9%).