Ультиматум не принят


Позиции США и НАТО по противоракетной обороне останутся неизменными, несмотря на жесткое предупреждение партнерам, сделанное Дмитрием Медведевым в среду. В видеообращении президент заявил, что, если договориться по ПРО в Европе не удастся и Россия не получит юридических гарантий ненаправленности системы против нее, она пойдет на размещение системы «Искандер» в Калининградской области и другие меры, в том числе выход из договора об СНВ.

«Мы не будем ограничивать или менять планы размещения в Европе», – заявил вчера представитель Совета национальной безопасности США Томми Виетор. По различным каналам американские чиновники объясняли российским, что система ПРО, планируемая к размещению в Европе, не угрожает и не может угрожать российскому стратегическому потенциалу сдерживания, сказал он. «Реализация плана идет хорошо, и мы не видим оснований для отказа от него», – резюмировал Виетор.

Система ПРО НАТО разрабатывается для защиты от угроз, исходящих из-за пределов Европы, и не направлена на изменение баланса сдерживания, говорится в официальном заявлении генсека НАТО Андерса Фог Расмуссена.

Президент России вчера объяснил, почему обращался преимущественно к США: «Конструкция евроПРО в значительной степени навязана США» (цитата по «Интерфаксу»). По словам президента, страны НАТО не имеют собственных средств для создания системы, поэтому все решения за них принимает Вашингтон.

Действительно, нужно вести диалог с США, потому что среди остальных 27 членов НАТО по этому вопросу наблюдается редкое для альянса единство, связанное с тем, что 100% стоимости системы оплатят США, согласен Николай Злобин из вашингтонского Института мировой безопасности. Время договориться еще есть: вопрос развития дорогостоящей системы для президента Барака Обамы в преддверии президентских выборов не является приоритетным.

Выступление Медведева может иметь обратный эффект: его слова прозвучали как угроза всему альянсу, США надо ответить на нее укреплением системы защиты, отметил помощник одного из сенаторов-республиканцев в разговоре с The Cable.