Доходное место: Дом для новостей

Виртуальные, мультимедийные и интерактивные телевизионные студии растут в Москве как грибы на территориях бывших заводов, фабрик и домов культуры.
М. Дыкина

Процесс круглосуточного телевизионного вещания ежедневно обеспечивают на этих фабриках грез сотни человек.

Помещение, в котором почти 70 лет размещалась типография «Правды», на ближайшую пятилетку превратилось в интерактивную телевизионную студию канала «Москва 24». Из шоколадного цеха на территории «Красного Октября» выходит в эфир гламурный телеканал «Дождь».

«Помните, как лет 10 назад выглядела студия? – спрашивает гендиректор информационного канала «Москва 24» Игорь Шестаков. – Сидит ведущий и читает новости. Когда в России появился CNN, у наших граждан создалось удивительное ощущение «прямоэфирности». Мы решили пойти дальше и сделали настоящую телефабрику, где и корреспонденты, и ведущие, и даже технический персонал – все работают в кадре, в прямом эфире».

Шоколадный цех

Сделать качественный высокотехнологичный комплекс можно за три месяца, делится опытом Шестаков. Главное – до начала строительства телестудии определить, какие функции и в каком объеме она должна выполнять, какие передачи планируются, объем собственного вещания, объем рекламы и т. д. От этого зависит сложность технической реализации проекта, объясняет он. Только реконцепция промышленного помещения, ремонт, дизайн и отделка могут стоить, по словам Шестакова, около 100 млн руб.

Обычно телестудии необходимо иметь помещение под съемочный павильон размером не менее 70 кв. м с высотой потолков минимум 3 м. В нем должны разместиться студийная, эфирная и просмотровая аппаратные, архив видеоматериалов, монтажная аппаратная (бывают двух типов – для линейного или нелинейного монтажа), светопостановочное освещение, телекамеры, помещение для тележурналистских комплексов для выездных съемок и передвижные телевизионные студии. Не стоит забывать и о специалистах, которые обеспечивают весь цикл работы телестудии, – их, как правило, не менее 30 человек. Разместить такой «конвейер» можно разве что на производственной площадке настоящего завода.

В апреле 2010 г. начал вещание телеканал «Дождь», заняв один из этажей бывшего шоколадного цеха на «Красном Октябре». 1925 кв. м оборудовали под офис и телестудию. Бюст Ленина из папье-маше и чаны, в которых раньше размешивали шоколад (теперь это клумбы у ресепшена), сохранили как память. Эти экспонаты стали частью декораций открытого пространства съемочного павильона. В работе над интерьером телестудии Наталье Синдеевой, идеологу и гендиректору проекта, помогал дизайнер Игорь Макаревич.

Пространство разделено на зоны небольшими стеклянными перегородками. В зоне, где расположен информационный стол, каждый час снимают новостные выпуски, в прямом эфире проходят пресс-конференции и круглые столы. Рядом сидят информационные продюсеры, отсюда ведутся прямые включения. За столом находится аппаратная – АСБ 1, обеспечивающая эфир программы. Остальные отделы (дизайнеры, промоотдел, юристы и руководство телеканала) расположены за стеклянными дверями. Также в офисе есть арт-студия, кафе и крошечная переговорная комната. Цех, в котором ежедневно работает 207 человек, выглядит стильно и довольно функционально, правда не слишком уютно. Шоколадом здесь давно уже не пахнет. Зато вид из окон просто «шоколадный»: храм Христа Спасителя и река.

10 лет назад на Большой Татарской, на территории завода «Темп», разместился телеканал «ТВ-центр». Правда, в процессе реконструкции телеканал столкнулся с одной распространенной проблемой. Как и в большинстве промышленных зданий, в цехах установлены несущие колонны через каждые 6 м. Практически не удается использовать помещение в 50–60 кв. м под эфирную студию – возникают сложности со сменой декораций и размещением и перемещением необходимой студийной техники, например крана. Но руководство «ТВ-центра» нашло решение, установив «виртуальную студию», позволяющую не только оперативно менять декорации, но и визуально расширить границы студийного пространства.

В 1997 г. в России была такая студия, во втором павильоне «Мосфильма», общей площадью 600 кв. м. Оттуда как в прямом эфире, так и в записи выходило множество передач. Потом концепция поменялась, виртуальная студия была разобрана, а ее место заняли реальные декорации. Сейчас из второго павильона выходят две программы: «В центре событий» и «Настроение». Все остальные записываются на «Темпе».

Новости нон-стоп

По мнению телевизионных продюсеров, съемочных площадей в Москве не хватает. Опять же используются заводские и прочие промышленные здания.

В начале XX в. издательство «Правда» обеспечивало выпуск до 40 млн экземпляров газет, более 1000 млн экземпляров журналов и до 130 млн экземпляров книг. Настоящий город издателей и печатников на ул. Правды имел собственный Дворец культуры, спортивно-оздоровительный комплекс и детский сад. В 1979 г. на месте типографско-издательского гиганта обосновалась Всероссийская государственная телерадиовещательная компания (ВГТРК) – крупнейшая государственная телефабрика.

За железными воротами типографии, под вывеской «Почта», на 500 кв. м расположилась студия телеканала «Москва 24». Парящие в воздухе «соты-модули», стеклянные лестницы, зеленые кубы-диваны, множество телекамер и проводов – таков интерьер новой московской студии круглосуточного информационного вещания.

«Большая удача, что удалось найти такую площадку в непосредственной близости от нашего генерального подрядчика – ВГТРК», – комментирует Шестаков. Пустующих заводов в Москве немало. Но важны конструктивные особенности. «Здесь 7-метровые потолки и нехарактерные для заводов 20-метровые пролеты. Мы смогли построить студию на разных уровнях и работать в разных плоскостях, – описывает Шестаков. – Одновременно работает 16 камер. И это дает хорошие возможности для визуализации, что важно для качества телевизионного продукта. Хотя пока мы используем возможности этой студии только процентов на 10».

По словам Шестакова, телецентр на Белорусской был оборудован на деньги ВГТРК. Под проект медиахолдинг взял банковский кредит – несколько сотен миллионов рублей. Из городского бюджета в этом году на работу канала выделено около 1 млрд руб. Госхолдинг рассчитывает окупить вложения за счет рекламы в течение пяти лет.

При грамотном подходе к делу, административном ресурсе и серьезных инвестициях построить теледом можно за пару-тройку месяцев. А дальше все зависит от профессионализма команды, щедрости рекламодателей и лояльности телезрителей.