Лингвист и дарвинист

В этом году премия «Просветитель» назвала сразу четырех лауреатов: «старого», «молодого» и еще двух
С.Портер

На церемонии, проходившей в театральном центре «На Страстном», Дмитрий Зимин, глава фонда «Династия» и почетный президент компании «Вымпелком», на личные средства которого премия и существует, сказал, что сначала хотел бы назвать «старого» и «молодого» просветителя. Старшему 150 лет – и это журнал «Вокруг света», которым сейчас руководит Сергей Пархоменко. «Молодому просветителю», как с улыбкой отметил Дмитрий Зимин, «просветителю милостью Божией», – знаменитому популяризатору науки Сергею Петровичу Капице 83 года. Зал аплодировал профессору Капице стоя, он же лаконично объяснил, в чем видит свою задачу: «Мы должны изменять сознание людей, а это идет через знание». Награждение Капицы и Пархоменко было, очевидно, личным решением Зимина – жюри же, в состав которого вошли и два прошлогодних лауреата, историк Сергей Иванов и математик Владимир Успенский, выбрало победителей «регулярных».

В «гуманитарной» номинации лучшей была признана книга лингвиста Владимира Плунгяна «Почему языки такие разные» (М.: АСТ-пресс, 2011). В «естественнонаучной» – только что вышедший двухтомник Александра Маркова «Эволюция человека» (М.: Corpus, 2011). Кстати, книги лауреатов и соискателей, к удобству публики, можно было купить прямо в фойе центра.

«Почему языки такие разные» Владимира Плунгяна, доступно и увлекательно рассказывающая о типах и устройстве существующих на земном шаре языков, хорошо известна любознательным старшеклассникам – ее первое издание вышло еще в 1996 г. Так что, по сути, жюри только подтвердило ее давно сложившуюся репутацию: классика научно-популярной литературы. Сам Владимир Плунгян заметил, что одна из его целей – сражаться с «лингвистическими суевериями».

«Эволюция человека» палеонтолога Александра Маркова борется с суевериями гораздо более закоренелыми, связанными с происхождением человека, с нашими ближайшими невымершими родственниками (а это шимпанзе), обсуждает нейрофизиологическую основу религиозного и нравственного чувства. Впрочем, научная истина не может оказаться в противоречии с верой, это признает, кажется, и убежденный атеист Марков, завершая свою книгу следующим изящным пассажем: «Наука не убивает душу. Она ее открывает и даже в каком-то смысле создает. А еще берет ее за ручку и выводит из детского сада со сказочными картинками на стенах в огромный и прекрасный мир реальности».