Вектор


Российские авиакомпании среднего звена кризис тоже уже чувствуют. Аэропорты снова грозят им остановкой, а топливо для «середнячков» дороже, чем даже в европейских аэропортах. Закрытие некоторых не за горами, уверен собеседник в одной из них. А вот крупнейшие российские авиакомпании, похоже, кризиса не боятся. Так, «Аэрофлот» планирует распрощаться минимум с 1/10 своей прибыли в 2012 г. по сравнению с этим годом, чтобы вкладывать в развитие в 2012 г. Компания будет открывать новые маршруты, покупать самолеты. «Трансаэро» подписывает новые контракты на самые дорогие инновационные лайнеры (Airbus 380 и Boeing 747-8) и уже оплатила $16 млн аванса. «Ютэйр» штурмует региональный рынок и вот-вот заявит о новой смелой стратегии развития из трех провинциальных аэропортов. У крупных игроков длинные контракты с нефтяными поставщиками, поэтому топливо для них дешевле. Авиаторы поддерживаются государством через многомиллиардные субсидии для развития региональных перевозок. Кризис крупняку только на руку, так как позволит выдавить с рынка мелких игроков. В Европе рынок между крупными компаниями давно поделен и дивидендов от кризиса не получить.

Тариф «Доверчивый»

Все давно привыкли, что дозвониться до родственников и друзей в новогоднюю ночь – целая история. Сети мобильных операторов перегружены, звонки и sms не проходят. Это настолько обычная картина, что иногда создается впечатление, что сотовые сети в праздники вообще не работают. Этим решили воспользоваться мошенники, предлагающие новую услугу «Дозвонись всем в новогоднюю ночь!». О появлении нового вида мошенничества предупредил «Вымпелком». По данным оператора, предложение приходит в виде спама на электронные адреса людей. В рассылке рекламируется интернет-ресурс «Будь на связи» и услуга «Дозвонись всем». Мошенники предлагают людям отправить платную sms, чтобы внести свой сотовый номер в некий белый список. Благодаря присутствию в нем можно будет гарантированно дозвониться до своих близких в новогоднюю ночь. Стоит такая «услуга» 108–130 руб. в зависимости от оператора.

Обман заключается в утверждении, что на Новый год операторы отключают основное оборудование, объясняют в «Вымпелкоме». А на самом деле наоборот – они готовят сети к повышенной нагрузке, возрастающей в этот период в 5–6 раз. Сколько жертв уже успело воспользоваться «услугой», неизвестно. Оператор лишь сообщил, что заблокировал все короткие номера, на которые отправлялись sms любителей белых списков. Но у работающих с операторами контент-провайдеров вряд ли будут проблемы с получением новых номеров, которые снова можно будет сдать в аренду неизвестным компаниям. Так что не сомневайтесь: авторы тарифа «Доверчивый» скоро заработают с новой силой.

Кризис как предлог

Авиакомпания Lufthansa максимально урежет инвестпрограмму в ближайшие полгода, сообщила The Wall Street Journal. Деньги будут тратиться лишь на самолеты и товары, необходимые для поддержания операционной деятельности. Представитель Lufthansa связывает это с возможностью второй волны кризиса. Неблагоприятные прогнозы делают и другие иностранные авиакомпании. Например, Air Berlin сообщала, что вопреки ожиданиям вряд ли сможет получить операционную прибыль в 2011 г. А Air France-KLM – что ожидает снижения авиаперевозок и роста стоимости авиакеросина.

Cлишком хорошо – это много

Германский автопроизводитель Daimler намерен отказаться от выпуска автомобилей представительского класса Maybach, написала в пятницу газета Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на председателя правления концерна Дитера Цетше. «Было бы нерациональным шагом развивать следующую модель нынешнего Maybach», – заявил изданию топ-менеджер, пообещав, что в будущем в представительском сегменте концерн будет развивать основную марку – Mercedes-Benz. Роскошные автомобили с двумя буквами М на капоте будут выпускаться минимум до 2013 г. – пока не выйдет новое поколение Mercedes S-класса. На самом деле такое ощущение, что в Daimler с самого запуска Maybach в 2002 г. возникали сомнения в том, стоит ли им сохранять марку, превосходящую их флагманскую Mercedes, также позиционирующуюся как верх превосходства. Ведь сколько бы производители предметов роскоши ни говорили о том, что проблемы мировой экономики не влияют на их клиентов, людей, не считающих деньги, на всех не хватает. А роскошная машина – это не только высокая прибыль, но и грандиозные расходы на разработку новых моделей. И это оказалось чересчур даже для такого гиганта, как Daimler.

Время обесценит

Развивающиеся рынки Европы во многом становятся заложниками кризиса еврозоны. Крупные банки, озабоченные проблемами на домашних рынках, не спешат покрывать убытки или инвестировать пусть и в перспективные, но не приносящие немедленную отдачу регионы. Так, Raiffeisen Bank International (RBI) может прекратить бизнес в ряде стран Восточной Европы из-за проблем в Венгрии (там убыток – 245 млн евро за квартал), признал гендиректор RBI Герберт Степич. Откуда уйдет Raiffeisen, он не уточнил. Однако оговорился, что такое решение не затронет самый прибыльный регион RBI – Россию. И даже из России взгляд на Турцию и Польшу не самый радужный. Сбербанк решил повременить с приобретением активов там, передает «Интерфакс» со ссылкой на осведомленный источник. Ранее Сбербанк договорился о покупке Volksbank International, представленного в Чехии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Боснии и Герцеговине, Словении и на Украине. Так не будут распыляться ресурсы, объясняет собеседник «Интерфакса». Сам Сбербанк это не комментирует. А просто оставляет возможность приобрести интересные ему банки спустя время по более низкой цене.