Выставка "Уильям Блейк и британские визионеры": девы, ангелы и пророки

«Уильям Блейк и британские визионеры» – большой показ графики художника, поэта и духовидца. Английское визионерство представлено несколькими почти случайными вещами почитавших Блейка живописцев
ИТАР-ТАСС

Пушкинский музей открыл эту выставку к Декабрьским вечерам Святослава Рихтера. Получается красивое событие – к высокодуховным и эстетским листам Блейка подобрана музыкальная программа «Безумные песни: фантазии и видения», не ограниченная только британской музыкой, потому что под таким названием можно сыграть любого романтика.

Эпитет «высокодуховные» по сути подходит к акварельным листам и картинам на железе Уильяма Блейка, с детства имевшего божественные видения и уверенного в своем предназначении явить миру истинные библейские образы. И если сегодня увиденные им в откровениях картины кажутся романтически-сказочными, так потому, что к духовидцам теперь нет доверия.

Блейка и при жизни держали за чудака, которому, по словам его друга, к концу жизни оставался один шаг до звания величайшего художника Англии и один шаг до работного дома. Блейк на хулы отвечал, что весь наш мир есть воображение и видение, но каждый видит по-своему: «В глазах скупца гинея краше солнца».

Иронизировать над серьезностью веры Блейка в свою богоизбранность смысла не имеет – это портит удовольствие от его рисованных картин: среди них много красивых, поэтичных, волнующих.

Галерея Тейт организовала московский показ с разумностью и тщательностью главного британского музея национального искусства, который, кстати, три года назад показал выставку Блейка в своих стенах. Работ привезли много, и среди них есть лучшие, хрестоматийные.

Идеален и романтичен «Нью­тон» – обнаженный златокудрый красавец, сидя на краю живописного камня, чертит циркулем на развернутом на земле свитке. Религиозно просвещенный современник Блейка, возможно, сумел бы разобраться в символике изображения (в музее зрителям помогают толковательные подписи, экскурсоводы и культурная программа Британского совета), но независимо от наличия масонских намеков работа кажется глубокой и значительной.

Сказочно страшен «Навуходоносор» – картина мучительного превращения человека в животное. Прекрасны многочисленные девы, водящие свои грациозные хороводы по самым разным духовным и художественным поводам. Прельстительно розов и золотист «Сатана во славе». Падший ангел не прекращал возбуждать воображение художника и представлен в его творчестве в красе и силе.

Рисунок и композиции у Блейка могут показаться странными, кукольными, но это не следствие неумений, невозможных у профессионального гравера и ученика академии. Просто такими – непропорционально большеголовыми, с гордыми греческими профилями, с мускулистыми телами под тонкими одеждами – представали ему в видениях библейские, дантовские и легендарные герои.

Неоромантики, жившие через сто с лишним лет после Блейка, почитали его как предтечу сюрреализма. Рассматривать и разгадывать многонаселенные и сложносочиненные произведения самого знаменитого английского визионера – занимательное занятие, они насыщены побольше, чем картины Сальвадора Дали, на место которых встали в Белом зале музея. Но эта выставка не будет популярнее предыдущей – она не пугает.