Суть дела: Конкуренция – это развитие

«Tele2 Россия»

Телекоммуникационная компания. Владелец – шведская Tele2 (100%). Финансовые показатели (девять месяцев 2011 г.): выручка – $1,3 млрд, EBITDA – $481,6 млн. Обслуживает 20,4 млн абонентов мобильной связи в 37 регионах России (данные на 30 сентября 2011 г.).

О конкурентной ситуации, сложившейся на российском телекоммуникационном рынке, часто говорят с применением таких терминов, как «олигополия». В области мобильной связи доминируют компании «большой тройки», но это не означает, что региональные операторы не могу составить им конкуренцию. Простой пример: в Москве присутствуют три оператора мобильной связи стандарта GSM, в Петербурге – четыре, а в Нижнем Новгороде – пять. Средний счет за услуги мобильной связи в Северной столице почти вдвое ниже, чем в Москве, а в Нижнем Новгороде – ниже, чем в Петербурге. При этом все три региона демонстрируют уровень проникновения услуг выше числа проживающих там людей. Результаты работы рыночной конкуренции налицо: цены на услуги снижаются, качество и ассортимент предложений постоянно совершенствуются.

В Западной Европе развитие конкуренции считается одной из приоритетных задач для государственных регулирующих органов. Европейские власти ведут последовательную политику, призванную исключить возможность возникновения новых монополий. Классический пример – Нидерланды. В этой стране регулятор, распределяя лицензии на новые технологии мобильной связи, отдает преференции новым на этом рынке компаниям. Например, в 2010 г. был проведен аукцион на право развития технологии LTE. Доступ к ней получили игроки, уже имеющие мобильные сети, но основная часть спектра досталась новичкам. В том числе лицензию получила Tele2, ранее присутствовавшая в Голландии только в качестве виртуального оператора (MVNO). Практика подтверждает, что такой метод распределения частот приводит к снижению цен, увеличению скорости развития сетей и большей маркетинговой активности игроков рынка.

Конкуренция на рынке активно влияет и на смежные индустрии. В свое время европейские регуляторы сделали многое для продвижения стандарта связи третьего поколения UMTS. На волне оптимистичных ожиданий от появления услуг быстрого мобильного интернета европейские страны выручили весьма значительные средства на аукционах по распределению частот. Стремясь быстрее вернуть инвестиции, операторы в сжатые сроки построили мобильные сети нового стандарта; спрос породил предложение со стороны производителей сетевого и абонентского оборудования. В то же время в США велись долгие дискуссии о перспективах нового стандарта. И в результате, когда сети 3G в Америке все-таки появились, поставщиками оборудования и мобильных терминалов стали европейские компании, сумевшие потеснить местных гигантов, таких как Motorola.

Честная конкуренция является ключевым залогом развития индустрии. В поддержании здорового конкурентного климата очень важна роль национального регулятора. Сейчас для нашей страны открывается уникальная возможность возглавить технический прогресс, стать одной из первых стран, где действуют сети четвертого поколения стандарта LTE, обеспечить отечественным производителям оборудования и пользовательских терминалов преимущества путем доступа к рынку связи четвертого поколения на раннем этапе его развития. Без гарантий равных возможностей для всех участников рынка мы рискуем упустить этот момент.