Суть дела: Конкуренция на троих

К 2015 г. Россия, Казахстан и Белоруссия должны войти в Евразийский союз с едиными правилами регулирования конкуренции. Чтобы это стало реальностью, антимонопольным ведомствам трех стран предстоит найти ответы на множество вопросов.
Президенты Казахстана, Белоруссии и России все ближе к созданию единого экономического союза/ ИТАР-ТАСС

С 1 января 2012 г. Россия, Казахстан и Белоруссия будут жить в Едином экономическом пространстве (ЕЭП). Это следующая ступень интеграции после Таможенного союза, который действует с июля 2011 г.

От общих границ страны должны перейти к свободе движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Уже ЕЭП предусматривает унификацию технического регулирования, макроэкономической и конкурентной политики, свободное перемещение капитала и упрощенное перемещение рабочей силы, единые правила предоставления промышленных субсидий и поддержки сельского хозяйства.

Если страны смогут унифицировать законодательство, с 2015 г. Россия, Белоруссия и Казахстан объединятся в Евразийский союз.

Первым шагом на этом пути станет создание Евразийской экономической комиссии, которая сменит действующую комиссию Таможенного союза. Страны-участницы будут передавать новому органу часть полномочий национальных регуляторов в различных сферах, в том числе и по антимонопольной политике, – развитием конкуренции займется специализированный департамент.

В декабре 2010 г. Россия, Белоруссия и Казахстан подписали соглашение о единых принципах и правилах конкуренции. Оно должно определить основы общей конкурентной политики. Как именно ее будет проводить наднациональный орган, страны еще не решили. «Мы пока не можем себе представить, как будут делиться полномочия», – признался на конференции руководитель ФАС Игорь Артемьев, главное, чтобы взгляды на развитие конкуренции были одинаковыми.

Позиции российских и казахстанских монопольщиков и так близки, были единодушны Артемьев и председатель казахстанского агентства по защите конкуренции Мажит Есенбаев.

Расхождения есть только в деталях: например, в антимонопольном законодательстве России и Белоруссии различные критерии доминирующего положения. Технические детали сейчас согласовываются. Зато у России и Казахстана уже есть успешный опыт борьбы с ограничением конкуренции. Ведомства двух стран совместно провели анализ рынка телекоммуникационных услуг и начали расследование в отношении крупнейших мобильных операторов. ФАС и казахстанское Агентство по защите конкуренции выяснили, что операторы установили и удерживали монопольно высокие цены на услуги связи в роуминге, в результате операторы обеих стран не только заплатили крупные штрафы, но и снизили роуминговые тарифы.

Остается только, чтобы и Белоруссия начала двигаться по пути развития конкуренции, надеется Артемьев. Антимонопольное регулирование пока существует в Белоруссии лишь на бумаге – развитие конкуренции входит в полномочия одного из департаментов минэкономики. Но это лишь теория, на деле все ограничивается реестром монополистов. «Исполком просто превращает сегменты рынка в свои, – замечает руководитель минского Центра Мизеса Ярослав Романчук. – Как может правая рука отрубить левую?»

Национальные антимонопольные ведомства начнут передавать часть своих функций единому регулятору со следующего года, когда вступит в силу соглашение о конкуренции. Происходить это будет поэтапно, чтобы успела сформироваться нормативно-правовая база и переход на единые правила был максимально безболезненным, рассказала на конференции директор департамента Минэкономразвития Марина Горохова. Распределять полномочия между национальным и наднациональным уровнем нужно будет очень осторожно, чтобы в дальнейшем избежать коллизии юрисдикций, предупредила Горохова. Например, есть предложение исходить из товарооборота между странами: при определенном пороговом значении дела будут автоматически попадать в компетенцию наднационального органа.

Сначала страны определят критерии отнесения рынка к трансграничному – наднациональный антимонопольный орган будет следить за нарушениями, которые затрагивают конкуренцию как минимум в двух странах. За внутренним рынком продолжат присматривать национальные ведомства. Общая антимонопольная служба займется далеко не всеми нарушениями: она будет отслеживать доминирующее положение компаний, создание картелей и недобросовестную конкуренцию (за исключением согласованных действий).

До 2014 г. странам предстоит договориться, как определять монопольно высокую цену, рассчитывать штрафы, вести антимонопольные расследования и соответственно гармонизировать национальные законодательства. Через несколько лет может быть принят и модельный закон о защите конкуренции. В будущем Россия, Белоруссия и Казахстан должны создать аналог Европейской комиссии и принимать решения вместе, поделился планами Артемьев: «Возможно, это самый большой проект ФАС».

Наднациональный орган должен сразу стать максимально компетентным и сильным, чтобы компании его уважали и боялись, а не прятались за его спину в надежде избежать санкций от национальных ведомств, добавил он. Его предписания будут обязательными к исполнению, а все его решения будут автоматически получать статус исполнительного листа во всех трех странах, т. е. решение будет иметь прямую силу.

Успех наднационального ведомства будет во многом зависеть от судебной практики – рассматривать дела о трансграничных нарушениях будет суд «Евразэс». На повестке дня – создание специализированной антимонопольной коллегии суда «Евразэс», отметила Горохова: это настоящая новация, аналога такой коллегии со специализацией судей на антимонопольных делах в России нет.

По данным Минэкономразвития, общий объем розничного товарооборота между Россией, Белоруссией и Казахстаном – $500 млрд, производимой промышленной продукции – $1 трлн, сельского хозяйства – $100 млрд. Создание ЕЭП повысит конкурентоспособность российской экономики – например, подтолкнет к модернизации производителей сельхозтехники и грузовиков, упростит доступ к услугам монополий и инфраструктуре, позволит нарастить экспорт проката черных и цветных металлов, строительных материалов, рассказала накануне подписания договора об интеграции трех стран министр экономического развития Эльвира Набиуллина.