Суть дела: О взаимозаменяемости услуг говорить рано

В последнее время все шире обсуждается необходимость дерегулирования услуг в сфере естественных монополий, в том числе и в области связи. Речь идет об услугах операторов фиксированной связи, деятельность которых определяется законом о естественных монополиях, хотя таковыми сами операторы уже фактически не являются. Так, в некоторых регионах существует по несколько операторов связи, предоставляющих услуги фиксированной связи. Кроме того, за последние годы на фоне жесткой конкуренции тарифы на услуги сотовой связи в стране снижались стремительными темпами, став доступными для массового потребителя.

«Мобильные телесистемы» (МТС)

Оператор сотовой и фиксированной связи. Основной акционер – АФК «Система» (эффективная доля – 54,8%), остальные акции – в свободном обращении. Капитализация (NYSE) – $14,4 млрд. Финансовые показатели (шесть месяцев 2011 г., US GAAP): выручка – $6 млрд, чистая прибыль – $759,4 млн. Абонентская база (II квартал 2011 г.) – 106,6 млн пользователей мобильной связи.

В сложившихся реалиях ФАС России рассматривает возможность отмены государственного регулирования тарифов на услуги фиксированной связи, для чего предлагает сначала рассмотреть среди прочих вопрос о взаимозаменяемости услуг фиксированной и мобильной связи как одно из необходимых условий для такого дерегулирования. Поэтому неудивительно, что тема взаимозаменяемости стала одной из основных на телекоммуникационной сессии, состоявшейся в рамках III ежегодной конференции «Антимонопольное регулирование России» 27 октября текущего года. В практике применения антимонопольного законодательства взаимозаменяемость товаров, работ или услуг означает по существу то, что потребитель не видит большой разницы между двумя товарами (услугами) и с достаточной легкостью для себя действительно готов потреблять один товар (услугу) вместо другого. Таким образом, вывод о взаимозаменяемости услуг фиксированной и сотовой связи может быть сделан только в случае, если потребитель заменил или будет готов заменить одну услугу другой в силу их сравнимости по целому ряду признаков (функциональное назначение, качественные и технические характеристики, цена и т. д.).

Как показала дискуссия, однозначного ответа на вопрос о взаимозаменяемости нет среди участников рынка. Выступавшие на сессии отметили, что помимо экономического анализа здесь также необходимо учитывать такие параметры, как потребительские свойства, способность их оказания в различных условиях и прочие факторы, делающие услугу уникальной. Например, если в пределах квартиры услуги фиксированной связи могут быть вполне заменимы услугами сотовой связи, то за ее пределами говорить об их заменяемости вряд ли возможно.

Таким образом, решение о взаимозаменяемости услуг фиксированной и сотовой связи требует проведения достаточно глубокого анализа, в том числе с точки зрения последствий для рынков фиксированной и сотовой связи. А значит, такого же взвешенного и комплексного решения потребует и процесс дерегулирования услуг фиксированной связи. Их исключение из перечня естественных монополий, с одной стороны, позволит операторам применять более гибкую тарифную политику, однако с другой может повлечь определенные изменения в бизнес-процессах и стратегии компании. Данные факторы также необходимо учитывать.