Как проверяют умение налаживать связи

Получить престижную работу в крупных глобальных компаниях все чаще можно благодаря связям. Точнее, умению их налаживать. Выявить, обладают ли кандидаты этим ценным навыком, помогают необычные тесты и социальные сети

В компании Citigroup умение создавать сети контактов считают одной из главных компетенций, необходимых даже выпускнику, который только приступает к работе, рассказала Джемма Лайн, глава департамента маркетинга, рекрутинга и развития бизнеса Citigroup в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. «Мы получаем ежегодно 50 000 резюме. Преимущество получают те, кто умеет устанавливать связи», – говорит она. Способности кандидатов к налаживанию связей в Citigroup выявляют с помощью тестов. Выпускников вузов на самом последнем собеседовании проверяют на умение выстраивать отношения с окружающими людьми. Их помещают в рабочие группы и смотрят, насколько быстро они могут установить контакт с потенциальными коллегами. После этого группы перемешивают и формируют заново. Кандидат должен сориентироваться и быстро наладить отношения с новым составом своей группы.

Прошедшие отбор начнут реально работать в компании только через год после испытания. А пока потенциальных работников просят поддерживать друг с другом связи на Facebook или LinkedIn, чтобы они сформировали интернет-сообщество. Год спустя, когда молодые сотрудники начинают работать в компании, им запрещают заходить на Facebook или LinkedIn c рабочего компьютера. Вместо этого они пользуются интранетом компании, платформой Citi 2.0. Социальными сетями они могут пользоваться только через личные смартфоны.

Типы связей

Конечно, нетворкинг – явление далеко не новое. Еще в 2007 г. профессора бизнес-школы INSEAD Эрминия Ибарра и Марк Хантер описали, как самые успешные лидеры бизнеса применяют на практике три основных способа нетворкинга. Операционный нетворкинг, который предполагает завязывание связей с ключевыми клиентами, коллегами и поставщиками, позволяет более эффективно справляться с ежедневной работой. Личный нетворкинг помогает выстроить профессиональные отношения с близкими по духу людьми за пределами сети операционных контактов. Эти связи нужны не столько для повседневной работы, сколько для сбора информации на рынке. Здесь поиск людей осуществляется через профессиональные сообщества, ассоциации выпускников или группы, объединенные какими-либо личными интересами. К третьему типу нетворкинга относится завязывание стратегически важных контактов. Это связи с людьми, которые в будущем могут помочь вам достичь долгосрочных, стратегических для построения карьеры целей.

Ибарра и Хантер отмечают, что многие менеджеры до сих пор не уделяют должного внимания формированию сети контактов. Одни говорят, что у них нет на это времени, другие не видят в этом особого смысла, третьи считают завязывание контактов исключительно в деловых целях «весьма неприятным занятием». Однако неумение развивать сеть профессиональных знакомств часто негативно влияет на эффективность работы менеджера и в долгосрочной перспективе вредит его карьере, полагают эксперты.

Диалог на всех уровнях

Еще один важный момент: не следует рассматривать виды нетворкинга отдельно друг от друга. Лучше использовать сразу все три способа, утверждает Ариэль Экштейн, глава социальной сети LinkedIn в Европе, Африке и на Ближнем Востоке. Социальные сети не могут, конечно, заменить людям общения тет-а-тет, утверждает он, но благодаря им пользователи «более эффективно ведут диалог». Экштейн опирается на личный опыт: обычно перед встречей он читает профайл будущего собеседника в социальной сети и пытается понять, есть ли у него и у этого человека общие знакомые или какой-то сопоставимый опыт. Кроме того, он принимает приглашения подружиться в сети только от тех, с кем до этого лично общался.

Рекрутеры и работодатели отмечают: люди, которые легко завязывают связи и лично, и через социальные сети, чаще ладят с клиентами, лучше приспосабливаются к корпоративной культуре организации и приживаются в крупных международных компаниях. Но умение налаживать связи может помочь и начинающим предпринимателям. Саймон Рэбин, соучредитель компании Txt2Buy, занимающейся мобильной коммерцией в Лондоне, создал свой бизнес в 2008 г. и сразу же начал искать источники финансирования. Вдвоем, вместе с партнером, они сосредоточились на поиске подходящих контактов в LinkedIn. «Казалось, будто бы мы присутствуем на каком-то деловом мероприятии, где люди бизнеса завязывают контакты друг с другом. Мы словно держали в руках мегафон и громко кричали: «Венчурные капиталисты, Лондон, слушайте: мы создали новую высокотехнологичную компанию!» Именно так Рэбин связался с одним крупным венчурным капиталистом, и тот буквально через пять минут назначил ему личную встречу. «Если бы не социальные сети, я бы никогда до него не добрался», – рассказывает Рэбин. Позже благодаря социальным сетям ему удалось привлечь в совет директоров бывшего топ-менеджера компании PayPal.