Суть дела: Союз равных возможностей

Началом зарождения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства явилось принятие закона «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11.06.1991. В этот же период был принят первый и единственный закон «О недобросовестной конкуренции». На практике мы столкнулись со сложностью в правоприменении антимонопольного законодательства. Поэтому было принято решение о написании нового закона «О конкуренции», утвержденного парламентом Казахстана в декабре 2008 г. Это закон прямого действия. Злоупотребление доминирующим или монопольным положением группой лиц рассматривается как нарушение единого субъекта рынка. Исключается обязанность согласования экономической концентрации субъектами рынка в случаях, если сделки происходят в одной группе лиц. Кроме того, допускаются соглашения или согласованные действия между субъектами рынка, находящимися в одной группе лиц.

Одним из новшеств является введение запрета на проведение антимонопольным органом любых видов проверок, в том числе плановых. Закон регламентирует основания участия государства в предпринимательской деятельности.

Также агентством выполняется Программа по развитию конкуренции на 2010–2014 гг., предусматривающая увеличение доли передаваемых в конкурентную среду государственных предприятий и юридических лиц более 50% акций (долей), которых принадлежат государству, с 3% в 2011 г. до 6% в 2014 г. Работа по сокращению госучастия в экономике была продолжена агентством при участии в разработке законопроекта «О государственном имуществе», принятого 1 марта 2011 г. Теперь ст. 134 закона содержит перечень из 31 вида деятельности государственных предприятий, которые могут создаваться только для осуществления видов деятельности, предусмотренных данной статьей. Законопроектом предусматривается сокращение с 24 до 14 видов деятельности, отнесенных к государственной монополии. В конкурентную среду предполагается передать восемь видов деятельности и два вида деятельности определены государственной функцией.

Также программой развития конкуренции предусмотрено ежегодное сокращение сфер естественной монополии. Так, принятый новый закон «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» исключил излишних посредников из цепи реализации нефтепродуктов, ограничил рыночную долю операторов до 35%, что позволило пресечь монополизацию розничного рынка.

Восьмого июля 2011 г. Казахстан ратифицировал Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции (Таможенный союз), предусматривающее установление единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории сторон и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более сторон (Россия его ратифицировала 11 июля).

В реализацию этого соглашения разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты по вопросам конкуренции», который согласован с комитетом Таможенного союза.

Законопроект предусматривает увеличение порогового размера совокупного объема реализации товаров с 25 до 50%, при достижении которого осуществляемая субъектом рынка сделка признается экономической концентрацией.

Начата работа по гармонизации национальных законодательств, а также подготовка проекта модельного закона «О конкуренции», который предполагается рекомендовать антимонопольными органами стран СНГ.

Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий распространяется на отношения с участием субъектов естественных монополий, потребителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления государств сторон в сферах естественных монополий, оказывающих влияние на торговлю между государствами.

Соглашение предусматривает, что особенности его применения в конкретных сферах естественных монополий, в том числе этапность формирования единого экономического пространства в отношении субъектов естественных монополий, определяются соответствующими секторальными (отраслевыми) соглашениями. Прописано и четко определено условие равного доступа субъектов рынка к инфраструктуре государств – участников Таможенного союза.

До 1 января 2013 г. стороны должны разработать и принять правила доступа к услугам инфраструктуры в рамках единого экономического пространства.

В соответствии с п. 7 ст. 6 соглашения, в случае если действиями организаций железнодорожного транспорта по изменению уровня тарифов на услуги по перевозке грузов нарушаются права и интересы потребителей, потребители вправе обратиться в свой национальный антимонопольный орган стороны с заявлением о защите своих нарушенных прав и интересов. Если национальный антимонопольный орган стороны признает обоснованность этих требований, он направляет обращение о проведении расследования в комиссию Таможенного союза, которая его проводит и по результатам вправе приостановить или отменить решение организации железнодорожного транспорта по изменению уровня тарифов на услуги. Если в ходе расследования будет установлено несоответствие методологии положениям настоящего соглашения, комиссия вправе вынести решение об устранении выявленных несоответствий.

Еще одним примером такого подхода является соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В ст. 4 данного соглашения указано, что стороны в пределах имеющихся технических возможностей обеспечивают условия:

– гарантированной возможности осуществления долгосрочной транспортировки добытой нефти и произведенных из нее нефтепродуктов по действующей системе транспорта на территории государств – участников единого экономического пространства;

– доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территории каждого из государств – участников единого экономического пространства, для хозяйствующих субъектов государств сторон на равных условиях, что и для хозяйствующих субъектов стороны, по территории которой осуществляется транспортировка нефти и/или нефтепродуктов.

Также ст. 3 соглашения между тремя странами об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в электроэнергетике устанавливает, что в пределах имеющейся технической возможности стороны обеспечивают беспрепятственный доступ к услугам субъектов естественных монополий в электроэнергетике при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей государств сторон.

Проведение эффективной государственной антимонопольной политики на примере закрепленного в ряде основополагающих соглашений принципа обеспечения взаимного равного доступа субъектов рынка к инфраструктуре государств в рамках Таможенного союза и ЕЭП послужит импульсом для гармонизации законодательств и повышения конкурентоспособности государств Таможенного союза на мировом рынке.