Заявка на выход

UC Rusal, которая в начале года хотела сама строить электростанции по договорам на предоставление мощности (ДПМ), теперь попробует оспорить легитимность этого механизма
Д.Гришкин

Шансов мало

Поскольку мощность не имеет материального выражения, ее оборот на рынке вызывает вопросы с точки зрения классического права, рассуждает юрист «Юков, Хренов и партнеры» Андрей Лебедев. С другой стороны, этот механизм объясняется спецификой производства и вполне оправдан, оговаривается он.

Крупнейший потребитель электроэнергии в России – UC Rusal сомневается в легитимности ДПМ, заявил в интервью «Интерфаксу» заместитель гендиректора компании Вадим Гераскин. «Мы сейчас ведем консультации с юридическими компаниями <...> может ли в таком виде существовать рынок мощности и имеют ли право на существование в нынешнем виде ДПМ как таковые?» – отметил он, назвав плату по этим договорам «неналоговым сбором». «Потребители оплачивают мощность станций, которые никогда не смогут поставить им электроэнергию, которые находятся за тысячи километров», – возмущается топ-менеджер.

Механизм ДПМ был придуман еще при РАО ЕЭС, чтобы обязать инвесторов строить новые станции. При срыве сроков ввода объектов генерирующие компании платят штрафы (до 25% от инвестпрограммы). С другой стороны, государство обеспечивает подписавшим договоры возврат инвестиций: мощность, построенная по ДПМ, автоматически проходит конкурентный отбор. Были подписаны ДПМ на строительство энергоблоков примерно на 25 ГВт; оценочная стоимость договоров на 15 лет – порядка 3 трлн руб., отмечает представитель «Совета рынка».

Кроме государства и энергетиков ДПМ подписали крупные потребители, чтобы гарантировать покупку мощности. В конце прошлого года это возмутило UC Rusal. По ДПМ она должна была оплатить 1,6 ГВт новой мощности, что обошлось бы примерно в $6,7 млрд за 10 лет. UC Rusal заявила, что ей проще строить станции самой. После переговоров компания подписала документы, но с условием, что она и сама сможет строить станции по ДПМ. Правда, предполагалось, что компания Олега Дерипаски возьмет на себя обязательства кого-то из инвесторов, кто захочет отказаться от строительства станций. В частности, UC Rusal пыталась заключить ДПМ по строительству станции для Новокузнецкого алюминиевого завода и Усть-Кутской станции «Иркутскэнерго».

Но желающих отказаться от ДПМ не нашлось, говорит представитель Минэнерго. Это невозможно сделать и технически, уверен он: все станции, которые строятся по договорам, учтены в инвестпрограммах ФСК и «Холдинга МРСК».

UC Rusal всегда считала, что ДПМ завышены как по цене, так и по объему, «но была готова исполнить приходящиеся на нее обязательства по вводу в натуре», сказал Гераскин «Ведомостям». Есть компании, которые готовы отказаться от строительства по ДПМ, уверяет он, но «Минэнерго препятствует появлению таких отказов», чтобы у генераторов не появилось легитимного механизма не исполнять обязательства.

Похоже, UC Rusal поняла, что не сможет воспользоваться механизмом ДПМ, поэтому и намерена его оспорить, делает вывод директор НП «Совет производителей энергии» Игорь Миронов. Но перспектив у такого иска не будет, уверен он: ДПМ закреплены законодательством и уже действуют. Некоторые компании уже штрафуют за несвоевременный ввод объектов, напомнил он.

«Мы хотим исключить понятие мощности из законодательства, так как рынок мощности искажает ценовые сигналы, приводит к общей неэффективности и переплате всех потребителей», – объяснил Гераскин. Шансы на победу у такого иска не велики, считает юрист «Юков, Хренов и партнеры» Андрей Лебедев.