Зерно ускоряют


Объединенная зерновая компания (ОЗК) создает совместное предприятие с «Русагротрансом» и частным инвестором – УК «Тринфико пропети менеджмент», чтобы решить проблему с перевозкой зерна.

Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) сообщила об удовлетворении ходатайства о создании ОАО «Транспортная зерновая компания» (ТЗК). Согласно документам службы, учредителями ТЗК намерены выступить ОЗК, «Русагротранс» и ООО «Тринфико пропети менеджмент».

В уставный капитал ТЗК учредители собираются внести по 49% акций ставропольских ОАО «Зеленокумский элеватор» и ОАО «Ипатовский элеватор», 25,5% акций ОАО «Пугачевский элеватор» в Саратовской области, 25,49% акций ОАО «Еланский элеватор» в Волгоградской области, 25,5% акций ОАО «Хлебная база № 3» в Омской области, 25,5% акций ОАО «Элеватор Рудный Клад» в Оренбургской области и 1000 вагонов-хопперов (зерновозов).

Представитель «Русагротранса» подтвердил, что такой проект существует, но сроки создания компании еще не определены. Цель проекта – создать прецедент масштабного применения технологии маршрутизации, в разы увеличивающей скорость доставки зерна в порты, объясняет он. Комментировать финансовые детали он отказался.

Представитель ОЗК отказался от комментариев, а представитель «Тринфико пропети менеджмента» сообщил, что не знает об этом проекте.

По словам двух источников, знакомых с условиями предполагаемой сделки, ОЗК готова внести в уставный капитал новой компании доли в элеваторах, «Русагротранс» – свои вагоны, а «Тринфико» – предоставить финансирование: более $10 млн на создание системы маршрутизации (т. е. формирование, например, судовой партии сразу на этапе загрузки зерна в вагоны и сбора железнодорожных составов) с использованием первых шести элеваторов. Впоследствии парк ТЗК мог бы быть увеличен до 2000 вагонов, говорят они. Компанию, по их словам, планировалось создать до конца 2011 г., но из-за сложного процесса согласований сроки увеличиваются.

За счет маршрутизации можно увеличивать оборачиваемость в три-четыре раза (скажем, срок доставки со Ставрополья до Новороссийска составит четыре дня вместо 17), а стоимость перевозки снизится на 15–20%, обещает источник в «Русагротрансе».

На базе пилотных элеваторов есть возможность создать в форме государственно-частного партнерства эффективно действующие проекты и в дальнейшем тиражировать удачный опыт на другие элеваторы, считает один из собеседников «Ведомостей».

«Русагротранс» заинтересован в такой схеме, чтобы повысить оборачиваемость вагонов, объясняет источник в транспортной компании. Сейчас парк группы составляет около 30 000 вагонов-хопперов, за ноябрь совершена 31 000 вагоноотправок, при этом участники зернового рынка настаивают на увеличении парка, продолжает он. Но увеличивать парк нецелесообразно – в таком случае в течение полугода значительная часть вагонов будет простаивать, нужно увеличивать оборачиваемость вагонов. Сейчас практически ни один элеватор не способен решать логистические задачи: каждый грузоотправитель заказывает один-два вагона зерна, РЖД выделяет на эти вагоны локомотивы, те отвозят их на элеватор для загрузки, потом – на станцию и отправляют в порт. Задача – формировать составы на путях элеватора.