Комбайнам грозит ВТО

В этом году «Рост­сель­маш» выпустит 4100 зерноуборочных комбайнов (ЗУК), в следующем планирует 4500. Дальнейшие перспективы туманны, так как со вступлением России в ВТО значительно снизятся меры госзащиты отечественного сельхозмашиностроения

ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш»

крупнейшее сельхозмашиностроительное предприятие России. владелец (данные компании) – ЗАО «Новое содружество». финансовые показатели (РСБУ, 2010 г.): выручка – 10 млрд руб., чистый убыток – 325 млн руб.

Импортная пошлина на иностранные комбайны составляет 15% от их цены, но не менее 120 евро за каждый киловатт мощности двигателя, после вступления России в ВТО пошлина будет просто 5%, рассказал вчера на пресс-конференции председатель совета директоров «Нового содружества» (владеет «Ростсельмашем») Константин Бабкин. Кроме того, по его словам, бюджет станет субсидировать ставку по кредитам на покупку любой техники (сейчас – только на российскую). Гендиректор ассоциации «Росагромаш» Евгений Корчевой говорил, что в 2010 г. объем госсубсидий по кредитам на технику из федерального и регионального бюджетов составил 11–13 млрд руб.

Бабкин рассказал, что в 2010 г. «Ростсельмаш» произвел примерно 3300 зерноуборочных комбайнов, в этом выпустит 4100, в 2012 г. планирует 4500, но дальнейшие перспективы «туманны». Со вступлением в ВТО доля «Ростсельмаша» на отечественном рынке будет снижаться, говорит Бабкин, хотя и не резко, так как иностранные производители в значительной мере обходили пошлину благодаря сборочным производствам.

Директор по маркетингу «Ростсельмаша» Заур Дышеков пояснил, что 60–70% своих ЗУК компания продает в России, примерно 60% из них покупаются с привлечением кредитных схем – и покупатели всегда стараются получить госсубсидию по ставке.

Исчезновение комбинированной составляющей, продолжает Бабкин, откроет доступ на российский рынок подержанной технике, цену на которую легко занижать. Дышеков говорит, что цена на новые комбайны основных конкурентов («Гомсельмаш», Claas John Deer) не изменится, так как их основные продаваемые модели собираются в России.

Бабкин уверен, что после вступления в ВТО иностранные компании откажутся от планов расширения сборочных производств и углубления локализации, так как в этом не будет экономического смысла. Гендиректор ООО «Клаас» («дочка» Claas) Ральф Бендиш рассказывал летом, что его завод планирует увеличить локализацию с 30% до более чем 50% к 2014–2015 гг. Получить комментарии Claas в России вчера не удалось.

«Не хватает даже уверенности в будущем», чтобы начать строить на «Ростсельмаше» новый покрасочный комплекс за $40–50 млн, говорит Бабкин, добавляя: «Хотя, думаю, его мы все равно сделаем». При худшем варианте «Ростсельмашу» придется покупать завод за рубежом, где издержки ниже и собирать комбайны там, экспортируя комплектующие, резюмирует Бабкин.