Вектор


Дайте скидку!

С 1 октября трейдер «Уралкалия» и «Беларуськалия» – Белорусская калийная компания (БКК) подняла цены на калий для крупных покупателей в Бразилии на 5,4% до $580/т и до $590/т – для небольших. Те в ответ отложили закупки до начала сезонного спроса в I квартале 2012 г. О снижении цен на калий просят индийские партнеры «Уралкалия», в раздумьях и Китай, рассказал гендиректор компании Владислав Баумгертнер. Крупнейшие покупатели калия ждут, что производители снизят цены. Но те стоят за каждый доллар. В разгар кризиса 2008–2009 гг. крупнейшие трейдеры – БКК и Canpotex (продает продукцию Potash Corp. и Mosaic) вообще остановили продажи, лишь бы не снижать цены. Тогда всех подвел «Сильвинит», который обрушил цены почти наполовину, чтобы получить деньги для обслуживания кредитов. Теперь «Сильвинит» – часть «Уралкалия», а у него проблем с долгами нет. Так что, похоже, самое страшное, что может произойти на рынке в следующем году, – это сохранение цен на уровне 2011 г.

С новым спросом!

Российский средний класс потратит в декабре этого года почти на треть больше, чем в прошлом году, прогнозирует Ситибанк. Но ритейлеры не могут разделить оптимизма банка. Для них вопрос о том, насколько успешными окажутся праздничные продажи, до сих пор остается открытым. Пока всплеска предновогодней покупательской активности вопреки ожиданиям нет, говорит сотрудник компании – производителя деликатесов. Его наблюдения подтверждает и сотрудник крупной сети продовольственных магазинов. X5 Retail Group, управляющая «Пятерочками» и «Перекрестками», начала говорить о снижении активности покупателей еще с III квартала. В то же время исследовательская компания Nielsen сообщала о серьезном росте индекса потребительского доверия в России и готовности россиян тратить деньги вопреки мировым тенденциям. Вероятно, дело в излишне позитивном мироощущении аналитиков. В прошлом году, например, надежды Ситибанка на 42%-ный рост декабрьских трат по сравнению со среднегодовыми вылились в скромные 16% роста. А может быть, во всем виновата не по-декабрьски теплая погода, считает сотрудник крупного продовольственного ритейлера. Вот когда на улице похолодает, покупатели вспомнят, что на носу Новый год, и поспешат в магазины, верит он.

Выверенный шаг

Сооснователь DST и Mail.ru Group Юрий Мильнер начал поддерживать российские стартапы. Совместно с основателем «В контакте» Павлом Дуровым он будет выдавать гранты начинающим интернет-предпринимателям – по $25 000 на проект (см. статью на стр. 11). И в США, и даже в Китае Мильнер уже создал компании для поддержки местных стартапов. В России же, последние несколько лет величающей себя инновационной державой, реализация затеи затянулась. Чтобы создать бизнес-инкубатор, нужно быть уверенным, что удастся выстроить долгосрочный и устойчивый поток проектов – кандидатов «на вырост», объяснял «Ведомостям» один из партнеров Мильнера, а в России такой уверенности не было. В итоге бизнесмен нашел выход. Он выдает перспективным проектам личные деньги. Шаг беспроигрышный и политически (никто не обвинит Мильнера в поддержке только зарубежных проектов), и коммерчески. Если проект лопнет, Мильнер ничего не потеряет. А если «выстрелит», он узнает об этом одним из первых и сможет вовремя войти в долю.