O Dolce Napoli: сладкая итальянская выставка в Третьяковке

В названии O Dolce Napoli слышится ирония – трудно серьезно воспринимать выставку, состоящую из череды сладких пейзажей с Везувием на горизонте и портретов чернооких красавиц
М.Стулов

Подзаголовок выставки – «Неаполь глазами итальянских и русских художников первой половины XIX века» – дает о ней почти исчерпывающее представление. Широко известно, что русские художники 200 лет назад видели в Италии истинную родину и писали ее виды не хуже европейцев, так же. И если для итальянской национальной живописи указанный период был поздним и не лучшим, то для русской – молодостью и расцветом.

Центр экспозиции – прекрасный парадный портрет немецкого художника Франца Людвига Кателя с женой, написанный виртуозом Карлом Брюлловым. Ему же позировали для рисунков неаполитанские король с королевой и русские аристократы, спасавшиеся под чужим солнцем от родных холодов. Для опознания места, где художник изобразил, например, очаровательную княгиню Наталью Степановну Голицыну (в элегантной шляпке, с милым песиком у ног), Брюллов посадил портретируемую на фоне Везувия. А чтобы его не спутали с другой горой, написал дымок над вершиной.

Этот же дымок маркирует Везувий и на портрете самого Карла Павловича, с любовью написанном Василием Тропининым. И вообще, дымящаяся гора изображена едва ли не на каждом втором экспонате, но драматично ее присутствие чувствуется лишь на эскизе к картине «Последний день Помпеи» того же Брюллова.

Но не он самый популярный художник выставки, а Сильвестр Щедрин, почти половину своей короткой жизни находившийся в Неаполе. Его томные пейзажи с мерцающей под луной или сверкающей на солнце водой кажутся результатом серийного производства.

Нет недостатка на выставке и в портретах щекастых, глазастых и грудастых дев, освещенных солнцем, и в сценах с гордоносыми молодцами. Самая выразительная в этом ряду – картина Франца Кателя «Пифферари». На ней мастерски, во всех подробностях, выписаны два бродячих музыканта – седовласый и его, судя по похожему носу, сын.

Еще приятно было обнаружить в разделе графики изысканные акварели из альбома Александра Иванова: морская голубизна, прибрежная зелень, фрагмент пейзажа. Там же есть элегантный набросок Федора Толстого, не похожий на все остальные экспонаты этой довольно однообразной выставки, на которой думаешь, что время от времени можно послушать «Вернись в Сорренто», но концерт только из сладких неаполитанских песен вынести трудно.