Налог в 1,3 трлн руб.

Правительственные эксперты придумали, где взять 1,3 трлн руб., необходимых для финансирования дорожного хозяйства: нужно либо резко повысить топливные акцизы, либо ввести новые сборы с горожан. Содержание машины для жителей мегаполисов может подорожать тогда на 50 000 руб. в год

Эксперты, корректирующие стратегию развития России до 2020 г., в итоговой версии доклада уточнили предложения о росте налоговой нагрузки на пользователей автодорог.

По расчетам экспертов, ежегодно на дорожное хозяйство нужно тратить минимум 1,34 трлн руб., в том числе 845 млрд – на содержание и ремонт, остальное – на строительство новых дорог. В этом году, по их оценке, будет израсходовано вдвое меньше – 685,85 млрд руб. Более половины этой суммы (54,5%) – целевые налоги, которые платят пользователи, говорится в докладе: 284 млрд руб. топливных акцизов и 89,6 млрд транспортного налога. Это лишь около 28% необходимых затрат, констатируют эксперты и рекомендуют полностью переложить на пользователей финансирование дорог.

На серьезное увеличение поступлений от транспортного налога они не рассчитывают и предлагают лишь дифференцировать его ставку в зависимости от срока службы автомобиля и экологического класса. Основным источником поступлений могут стать акцизы, пишут они. Сейчас ставка акциза на литр бензина третьего класса – 4,2 руб., в Налоговом кодексе заложено повышение на 1 руб. в 2012 и 2013 гг. Эксперты предлагают поэтапно до 2015 г. увеличить среднюю ставку до 12,4 руб., тогда расходы на содержание автомобиля вырастут почти на 20 000 руб. в год.

Эти меры ударят по нефтяникам, говорит аналитик Номос-банка Денис Борисов, ведь акцизы в России платят не конечные пользователи, а НПЗ. Резко поднять оптовые цены, переложив всю нагрузку на потребителя, компаниям не позволит государство, продолжает он, скорее она будет поделена между пользователями и нефтяниками. Если акциз вырастет до 12 руб., то литр бензина может подорожать на 6 руб., полагает Борисов.

Второй вариант – поделить нагрузку между бизнесом и горожанами. Можно повышать акциз не так резко, пишут эксперты, – до 7,85 руб., одновременно введя сборы за хранение машин и парковку, платить их будут жители крупных и средних городов, а также зарегистрированные там компании. В городах-миллионниках сбор может составить 36 000 руб. в год с автомобиля, в городах с населением 500 000 – 1 млн человек – 18 000 руб. По расчетам экспертов, цена владения автомобилем в этом случае вырастет на 50 000 и 30 000 руб. соответственно.

Чиновникам идеи экспертов не нравятся. Искать новые источники финансирования нужно, но полностью перекладывать нагрузку на автомобилистов не стоит, считает сотрудник Росавтодора, это все равно что сделать все дороги платными. Резкое повышение акцизов обсуждалось при воссоздании дорожных фондов, но это возможно лишь при жестком контроле расходов, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Татьяна Илюшникова: «Государство годами недоинвестировало в дорожную отрасль, сметы строительства существенно завышены, странно в такой ситуации перекладывать 100% финансирования на пользователей». Экономия от снижения стоимости строительства дорог и сокращение коррупционной составляющей могут уменьшить сметы на 15–20%, признают эксперты в докладе. Нужно повышать эффективность расходов, а не нагрузку на бизнес и население, согласна Александра Суслина из Экономической экспертной группы, тем более что в конечном итоге налогоплательщики оплачивают дорожные расходы через другие налоги, а не только через транспортный и акцизы.

Впрочем, сами авторы доклада не очень верят, что их идеи будут реализованы. «Есть большой недостаток: эта мера (повышение акцизов на бензин или другого вида транспортного налога. – «Ведомости») крайне непопулярна у активной части населения – еще больше, чем повышение пенсионного возраста», – размышлял в беседе с «Ведомостями» ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, один из руководителей экспертных групп. Пока это не более чем научная гипотеза, признает соавтор доклада, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин: лучшее решение – заменить все налоги одним универсальным: за километр пробега, который будет рассчитываться на основе данных GPS-трека автомобиля в зависимости от категории дороги, характеристик автомобиля и данных о его владельце.