Свой человек в семье Тата

Уже 20 лет крупнейшей промышленной группой Индии Tata Group руководит Ратан Тата, член семьи основателя компании. Он хотел уйти в отставку в 70 лет, но передумал и объявил новый срок – 75 лет, т. е. в 2012 г. Кандидатура его преемника стала крупнейшей интригой корпоративной жизни Индии. К удивлению многих, им оказался член комитета по выбору преемника
Tata Sons

Tata Group

Многопрофильный холдинг. Владелец – Tata Sons (66% принадлежит благотворительным фондам, учрежденным членами семьи Тата, 18,4% – миллиардеру Паллонджи Мистри). Финансовые показатели (за финансовый год, завершившийся 31 марта 2011 г.): Выручка – $83,3 млрд, Чистая прибыль – $5,8 млрд. Состоит из 114 независимо управляемых компаний (задействованных в семи секторах: телекоммуникации и информационные технологии, машиностроение и инженерия, энергетика, химическая промышленность и потребительские товары), в том числе акции 31 компании размещены на бирже (их совокупная капитализация на начало декабря 2011 г. – $79,36 млрд).

Ушел из родного бизнеса

Сфера ответственности в Shapoorji Pallonji Group была поделена: Сайрус Мистри занимался строительным бизнесом, а его брат Шапур – куда менее крупным риэлторским. «Я хорошо понимаю, какая огромная ответственность возложена на меня, – сказал Сайрус, узнав о своем назначении в Tata. – В соответствии с этическими стандартами Tata Group я отойду от руководства семейным бизнесом, чтобы избежать конфликта интересов». Теперь его брат будет отвечать за всю деятельность Shapoorji Pallonji Group.

Tata Group недаром стала крупнейшим частным индийским концерном Индии. В нее входит около сотни компаний, группа работает в 80 странах. Ее прибыль в финансовом году, окончившемся 31 марта 2011 г., составила $83 млрд.

Она проникла буквально во все сферы жизни индийцев. Невозможно прожить, не воспользовавшись ее товарами: Tata занимается химической и сталелитейной промышленностью, выпуском потребительских товаров, энергетикой, инженерными проектами, телекоммуникациями, ритейлом, финансовыми услугами и многим другим.

Tata известна своими разработками для небогатых соотечественников. В 2008 г. автомобиль Nano стал самой дешевой машиной в мире – менее $2500. Компания разработала сборный дом из кокосовых волокон и джута площадью около 20 кв. м за $720, продающийся в коробках. А для более богатых индийцев в 2009 г. объявила о проекте жилого дома по $150 за 1 кв. м, т. е. $7700–13 350 (в зависимости от метража) за все жилье. Известна Tata и своими благотворительными проектами. Например, специально разработанным компьютерным курсом по обучению подростков чтению за 40 часов. Эту традицию заложил еще основатель группы, организовав в 1892 г. фонд JN Tata Endowment, спонсирующий обучение индийцев в Великобритании. Распространяется благотворительность и за рубеж: в 2010 г. Harvard Business School получила рекордное пожертвование от неамериканской компании – $50 млн на строительство здания для проведения программ executive education, которое названо Tata Hall.

В 1885 г. первой в стране Tata учредила для своих работников пенсионный фонд, а десятилетие спустя стала выплачивать компенсации рабочим, получившим травмы на производстве.

ОТ ХЛОПКА К САМОЛЕТАМ

Многие индийские предприятия Tata сконцентрированы в специально построенном для этого городке Джамшедпур (штат Бихар), названном в честь основателя группы.

Джамшеджи Тата родился в 1839 г. В его роду были банкиры, купцы и священники: семья принадлежала к общине парсов (исповедующее зороастризм этническое меньшинство, пришедшее в Индию из Ирана). Но Тата сосредоточился исключительно на бизнесе. В 1868 г. он основал свою первую хлопковую фабрику. Его старший сын Дораб, унаследовав семейный бизнес в 1904 г., выполнил волю отца и развил вдобавок к текстильному направлению производство стали и гидроэнергетику.

Клан Тата построил крупнейший стальной завод Индии в эпоху британского колониального господства, открыл первый роскошный отель в Бомбее и основал Tata Aviation Service (национализирована в 1953 г. и переименована в Air India). В 1960 г. компания занялась выпуском автомашин. Первой стала копия Daimler Benz, затем ставка была сделана на небольшие коммерческие автомобили. Компания приобретала технологии как за счет совместных предприятий (с Fiat, Marcopolo, Kerman Khodro) и поглощений (например, в марте 2004 г. за $102 млн была приобретена Daewoo Commercial Vehicle Company), так и вкладываясь в собственные разработки (в 1998 г. компания выпустила свой первый пассажирский автомобиль Tata Indica, полностью разработанный в Индии; в 2003–2005 гг. по соглашению с MG Rover он продавался за рубежом под брендом Rover CityRover).

На весь мир группа прогремела уже при Ратане Тате, нынешнем председателе правления Tata Sons – материнской непубличной компании Tata Group. Группа начала активные поглощения известных зарубежных компаний. Например, британской чайной компании Tetley Tea (основана в 1856 г.) за $407 млн в феврале 2000 г. Сейчас 58% доходов получаются от операций за пределами Индии.

В 2007 г. группа в семь раз побила рекорд среди индийских компаний по крупнейшему поглощению за рубежом: выложила 6,7 млрд евро за англо-голландскую металлургическую Corus. Интересно, что в состав Corus в свое время вошла British Steel – так бывшая колония завладела компанией-колонизатором. А в 2008 г. Tata взорвала автомобильный мир, заплатив $2,3 млрд за убыточные подразделения Ford – Jaguar и Land Rover. До этого Tata производила недорогие машины для индийского рынка.

ТЕМНАЯ ЛОШАДКА

Уже 20 лет Tata Group руководит Ратан Тата. Он хотел уйти в отставку в 70 лет, но передумал и объявил новый срок – 75 лет, т. е. в 2012 г. Кандидатура его преемника стала крупнейшей интригой корпоративной жизни Индии.

У Таты нет прямых наследников, и на его пост прочили всех известных индийцев и родственников, включая сводного брата Ноэля. Пять членов специального комитета по выбору преемника потратили 15 месяцев на поиски и провели переговоры с 14 кандидатами, пишет Reuters.

Их задачей было найти сведущего в корпоративной культуре Tata человека, который был бы достаточно авторитетным, чтобы с ходу завоевать уважение и лояльность топ-менеджеров группы, пишет The Times of India со ссылкой на источники в Tata. «Не забывайте – многие гендиректора и вице-председатели группы [которыми предстоит руководить преемнику] управляют крупнейшими компаниями страны», – говорил собеседник газеты.

При этом кандидат должен быть не очень старым. Редактор индийской версии Fortune Мухереджиа вспоминает: «[Ратан Тата] часто говорил, что хотел бы видеть своим преемником человека помоложе <...> Это хорошая новость, что появится молодой человек с восприимчивым умом». В традициях Tata – долгое правление. Сам Ратан стоит у руля Tata 20 лет, а его предшественник Джехангир Ратанджи Дадабхой Тата – 53 года подряд.

Среди кандидатов называли даже гендиректора PepsiCo Индру Нуйи, но она, по данным Reuters, отказалась участвовать в гонке по личным мотивам. Имя Сайруса Мистри публично не упоминалось, отмечает The Wall Street Journal. В конце концов стало ясно, что комитет сосредоточился на поиске инсайдера, пишет индийская газета The Telegraph. Тогда главным претендентом стали считать Ноэля Тату. Никто не ожидал, что в итоге выбор падет на члена самого комитета – Мистри.

Не последнюю роль сыграло и то, что его семья также относится к парсам. Всего эта община, по данным переписи населения, насчитывает в Индии около 70 000 приверженцев, пишет The Hindustan Times. Случаи, когда парсы передавали свой бизнес в управление не парсам, единичны, отмечает издание. И вряд ли это могло произойти и произойдет когда-нибудь в Tata, известной своей системой ценностей. Есть у Мистри и родственные связи с Тата – одна из сестер Сайруса, Алу, замужем за Ноэлем Татой.

ОТ КАЗАРМ К ДВОРЦАМ

Семья Мистри – седьмая в списке индийских богачей, по версии Forbes, с $7,6 млрд. Ей принадлежит Shapoorji Pallonji Group, которая занимается строительством, риэлторскими услугами, производством текстильных изделий.

Она также крупнейший акционер Tata Sons с 18% акций. Ее взлет начался в XIX в. Дед Сайруса Мистри родился в 1889 г. в семье парсов в Бомбее, рассказывает индийское издание The Economic Times. В семье было 11 детей. Прадед вместе с партнером-англичанином занимался строительным бизнесом, но Littlewood Pallonji and Company едва сводила концы с концами. Дед Мистри оказался куда более хватким дельцом. Набравшись опыта в этой фирме, после смерти прадеда в 1921 г. он основал собственную компанию – Shapoorji Pallonji Construction. Ему удалось заключить ряд выгодных контрактов с чиновниками на строительство казарм, небольших муниципальных зданий и ремонтные работы. Завоевав репутацию, он добился и более серьезных проектов – военные госпитали, патронные заводы в Бхопале и Канпуре, лагеря для итальянских военнопленных и другие армейские контракты. Следующим шагом стало строительство частных домов. После смерти деда бизнес перешел к отцу Мистри – Паллонджи. Он не только развил семейное предприятие, но и начал экспансию за рубеж, главным образом в страны Персидского залива, где, например, в 1970-х гг. он построил дворец султана в Маскате (Оман). А акции Tata Sons семья начала скупать еще в 1930-х гг.

НЕТ ДАЖЕ В WIKIPEDIA

О Мистри мало что известно. «Не было даже посвященной Сайрусу страницы Wikipedia. Но как только появились новости о его назначении, страница неожиданно появилась – и за два часа ее дополняли более 35 раз», – пишет индийское онлайн-издание Firstpost. «Вся семья Мистри скрытна и малообщительна», – признавалась Bloomberg Пармешвар Годрей, знающая Сайруса с детских лет.

Мистри-младшему 43 года. Он сын Паллонджи Мистри, владельца Shapoorji Pallonji Group. У него есть старший брат Шапур и две сестры – Лейла и Алу. Сайрус получил диплом инженера в Имперском колледже Лондона и степень магистра в Лондонской школе бизнеса. C 1991 г. его основное место работы – Shapoorji Pallonji Group, где он был с самого начала директором, а в последнее время – управляющим директором. По данным The Wall Street Journal, за время его работы прибыль строительного бизнеса компании увеличилась с $20 млн до $1,5 млрд.

«Под его руководством Shapoorji Pallonji построила самый высокий жилой дом в Индии, самый длинный железнодорожный мост, самый большой сухой док <...> Сейчас группа представлена в 10 странах мира», – говорится в официальном заявлении компании. В последнее время он занимался сельскохозяйственным проектом компании, в рамках которого арендовано 50 000 га в Эфиопии, и вопросами производства биотоплива.

СПОКОЕН И ПРАКТИЧЕН

Мистри еще моложе, чем был Ратан, когда возглавил Tata. Когда он сменит Тату на посту председателя правления Tata Sons, в декабре 2012 г., ему будет 44. Самому Тате в 1991 г. было 54 года, пишет Firstpost. «Правда, бизнес в те годы был не таким сложным, как сейчас», – скептичен редактор индийской версии Forbes Индражит Гупта.

Но и опыта Сайрусу не занимать. В 1990–2000-х гг. он успел поработать директором Tata Power и дизайнерского агентства Tata Elxsi. С 2006 г. он входит в совет директоров Tata Sons, также заседает в советах директоров Afcons Infrastructure и United Motors (Индия). Кроме того, он член – учредитель Федерации строителей Индии и член руководящих органов ряда некоммерческих организаций (например, Института гражданских инженеров Великобритании).

Знакомые характеризуют Мистри как объективного, весьма практичного человека со спокойными манерами. «Он очень открытый, сдержанный и непредвзятый человек, – отозвался о нем Джамшед Ирани, бывший директор Tata Sons. – Сайрус честен и объективен в своих решениях. И для него на первом месте – интересы компании».

На сайте Shapoorji Pallonji Мистри называют «страстным читателем бизнес-литературы». Известно, что он увлекается гольфом. «Я был поражен проницательностью его высказываний и его скромностью», – сказал Тата, сам известный своей сдержанностью и нелюбовью к роскоши.

«Назначение Сайруса дает семье Мистри шанс впервые получить управленческий контроль над Tata с тех пор, как его дед начал скупать в 1930-х гг. акции этой компании», – отмечает блог индийского Forbes, добавляя, что, хотя отец Мистри заседал в совете директоров Tata Sons до 2006 г., пока не передал дела сыну, он так и оставался пассивным инвестором.