Европа слезает с нефтяной иглы

Евросоюз намерен избавиться от нефтегазовой зависимости, развивая альтернативную энергетику. России – экспортеру энергоресурсов европейские планы пока повредить не смогут: они слишком абциозны и трудновыполнимы, считают отечественные эксперты

Зависимость Евросоюза от внешних источников топлива велика: импортируется более 60% газа и более 80% нефти, констатируется в стратегии энергобезопасности ЕС, принятой Еврокомиссией в 2010 г. Чтобы снизить эту зависимость, Еврокомиссия приняла амбиционый план «20–20–20»: к 2020 г. страны ЕС должны сократить потребление энергоресурсов на 20%, увеличить на 20% долю альтернативных источников в энергобалансе и на 20% повысить эффективность использования энергии.

По данным Евростата, сейчас доля возобновляемых источников энергии в конечном потреблении в странах ЕС составляет 10,3%, остальные 89,7% приходятся на традиционные энергоносители – нефть и газ. «Рынок быстро меняется, цены растут, и, если Европа не сыграет на опережение, окно для возможностей изменения архитектуры энергорынка закроется», – заявлял еврокомиссар Гюнтер Оттингер.

Эхо газовой войны

Нестабильность сырьевых рынков растет, отмечают авторы стратегии энергобезопасности ЕС: из-за роста потребления и специфики политики производителей и обладателей ресурсов конкуренция за энергоресурсы на мировом рынке нарастает. По прогнозам Еврокомиссии, к 2030 г. спрос на энергоресурсы вырастет на 40%. Инциденты с перебоями топлива в 2009 г., возникшие из-за газовой войны России и Украины, сильно напугали Евросоюз, отмечает директор Фонда энергетической безопасности Константин Симонов. Трехнедельная газовая блокада затронула все страны Европы, говорится в докладе IEA: «Но если в Западной Европе безболезненно нашли замену российскому газу благодаря развитой структуре рынка, то самые большие проблемы возникли у стран Восточной и Центральной Европы». «После инцидента углеводородам придали политический статус и сделали ставку на новых партнеров и новые источники энергии», – говорит Симонов.

Высокие объемы производства и потребления энергии представляют угрозу для климата, окружающей среды и здоровья населения, говорится в документе: увеличение спроса на сырье провоцирует рост стоимости топлива и продуцирует бедность.

Нужно избавляться от импортной энергозависимости, резюмирует стратегия: это обеспечит более устойчивое развитие экономики и снизит риски энергопотребления. Главными принципами политики энергобезопасности названы надежность и безопасность.

Добиться поставленной цели «20–20–20» Евросоюз планирует за счет диверсификации источников топлива, создания новых транспортных коридоров, интеграции внутреннего рынка сырья и увеличения его прозрачности. Евросоюз намерен уничтожить нечестную конкуренцию: это можно сделать с помощью ужесточения регулирования и улучшить доступ европейских компаний на глобальный рынок ресурсов.

Конкретные предложения по изменению законодательства и план действий Еврокомиссия должна представить к маю 2012 г.

Амбициозный план ЕС по диверсификации энергоресурсов и модернизации инфраструктуры потребует не менее 1 трлн евро инвестиций до 2020 г., подсчитали в Еврокомиссии. Все домохозяйства почувствуют отдачу от новой архитектуры энергорынка, говорится в стратегии: расходы каждой семьи на энергию могут сократиться на 1000 евро в год.

Некоторые шаги для повышения прозрачности энергорынка и снижения монополизма европейские страны уже сделали. Еще в 2009 г. был принят третий энергопакет ЕС, который требует обязательного разделения поставок и транспорта газа. Но странам дали право выбора: можно выбрать вариант, как произвести это разделение: либо бизнесы должны принадлежать разным юридическим лицам, либо должны быть проданы третьему лицу или государству, если собственник не согласен с реорганизацией. Правила третьего энергопакета вступили в силу в марте этого года, но для выполнения преобразований странам предоставляется двухлетний переходный период.

Безопасность плюс экология

Новая энергетическая стратегия ЕС продиктована не только желанием снизить зависимость от импортного топлива, но и заботой об экологии: переход на альтернативные источники энергии должен радикально улучшить состояние окружающей среды в Европе. ЕС запланировал сократить выброс парниковых газов на 20% до 2020 г. и на 80–95% к 2050 г.

Согласно директиве ЕС, страны-члены обязаны принимать надлежащие меры, чтобы обеспечить соблюдение предельных величин выбросов производствами и автомобилями.

Соблюдение экологических стандартов не только улучшит состояние окружающей среды, но и увеличит конкурентоспособность европейской промышленности на быстро развивающемся мировом рынке, считает еврокомиссар Конни Хедеггард.

На автомобильный транспорт приходится около 20% выбросов в ЕС, и половину этих выбросов обеспечивают легковые машины. Из-за роста парка машин и увеличившихся дорожных заторов выбросы сильно выросли: в 1990–2007 г. – на 29%. Благодаря ужесточению стандартов в 2008 г. впервые было зафиксировано снижение выбросов, и все равно в том году уровень выбросов превышал отметку 1990 г. на 25%.

Чтобы обеспечить дальнейшее снижение выбросов СО2 автомобильным транспортом, в 2011 г. Еврокомиссия приняла «Стратегию по транспорту», согласно которой с 2050 г. в европейских городах не должно остаться машин с бензиновыми и дизельными двигателями, а 40% авиатоплива должно обеспечиваться альтернативными источниками. Но этот план потребует внесения изменений в законодательство всех стран ЕС, что может затянуться, признает сотрудник Еврокомиссии. Ассоциация британских водителей уже назвала его разрушительным для экономики и вредным с точки зрения ограничения мобильности граждан.

В прошлом году на рынке ЕС было зарегистрировано 13 000 автомобилей, работающих на альтернативном топливе, и 700 электромобилей.

Переход на экономику с низким уровнем выбросов не является высокозатратным и составит лишь 0,5% мирового ВВП в 2013–2030 гг., подсчитали в Еврокомиссии.

Угроза России

Стратегия энергобезопасности ЕС – это инструмент давления на экспортеров топлива, считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов: «Влияние ЕС, как правило, основано на мягкой силе, и такие документы помогают реализовывать интересы». ЕС также культивирует имидж экологического новатора, добавляет он: «Бережное отношение к экологии и ответственность – это позиции, которые европейские страны отстаивают на международном уровне».

По мнению Симонова, стратегия «20–20–20» нереалистична: «Она требует масштабных инвестиций, но из-за кризиса правительства будут вынуждены сокращать расходы – и многие программы пойдут под нож». Ситуация в госфинансах Европы сильно изменилась со времен принятия стратегии: по данным Евростата, госдолг стран еврозоны составляет 7,8 трлн. Главный минус альтернативной энергетики – высокие затраты на внедрение, считает Симонов, даже при высоких текущих высоких ценах использование традиционных углеводородов более выгодно, строительство возобновляемых источников требует масштабных инвестиций и госдотаций. Некоторым странам, возможно, удастся добиться успехов в реализации планов энергостратегии, но в целом по ЕС ориентиры будут провалены, резюмирует он.

Стратегия ЕС – теоретическая угроза для российских производителей, она существует, но реализуется не скоро, согласен редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. У ЕС было много амбициозных планов, вспоминает он: «В 2000 г. Евросоюз одобрил стратегию превращения ЕС в самую конкурентоспособную экономику мира к 2010 г., но по мере приближения к дедлайну о ней тихо забыли».

Не даст рывка и энергоэффективность, считает Симонов: европейские страны давно занимаются этой проблемой, к сегодняшнему моменту множество инноваций уже внедрено и большого потенциала роста нет в отличие, например, от России, где до реализации стратегии экономии еще не дошло.

Для российских производителей на европейском рынке есть другая угроза, отмечает президент East European Gas Analysis Михаил Корчемкин: конкуренция с поставщиками традиционного топлива, которые более гибки в ценовой политике, ради завоевания новой доли рынка. В прошлом году в Европе был зафиксирован рекордный рост потребления газа (7,2%, оценка Eurogas), но продажи «Газпрома» снизились на 1,4%. Российский газ – один из самых дорогих, поэтому «Газпрому», очевидно, нужно снижать цены, считает Корчемкин, но монополия стремится сохранить высокие цены и готова пожертвовать объемами.

Несмотря на сделанную Евросоюзом ставку на снижение потребления и рост альтернативной энергии, Международное энергетическое агентство ориентируется на рост спроса на газ на 32% до 700 млрд в 2020 г. XXI век будет золотым веком газа, пишет агентство. Собственная европейская добыча будет падать из-за истощения месторождений на 70–80 млрд куб. м к 2020 г., подсчитали в Фонде энергетической безопасности.