Вектор


Есть кому пожаловаться

На вчерашнем заседании экспертного совета по связи Федеральной антимонопольной службы (ФАС) операторы высказали многие наболевшие вопросы. Они пожаловались на чрезмерное количество проверок и на недоступность частот для LTE, сообщили о желании получать субсидии из фонда универсального обслуживания (который возмещает убытки универсальных операторов, прежде всего «Ростелекома», от социально значимых услуг), предложили исключить услуги фиксированной телефонной связи из перечня регулируемых государством.

Ни один из этих вопросов ФАС не регулирует: проверки – компетенция Роскомнадзора, универсальное обслуживание – Федерального агентства связи, регулированием тарифов тоже занимается соответствующая служба. Антимонопольное ведомство участвует – и то косвенно – лишь в решении тарифного вопроса: оно формирует реестр участников рынка, занимающих доминирующее положение, которые и подпадают под регулирование. Ну и на условия грядущих конкурсов по LTE может попытаться повлиять.

Почему же операторы стучатся со своими пожеланиями именно в ФАС, а не в профильное Минкомсвязи? Возможно, чиновники ФАС просто охотнее выслушивают их и затем уже от своего имени вносят предложения в правительство. Другое дело, что инициативы ФАС пока трудно назвать успешными. К примеру, ее борьба за недискриминационный доступ операторов к телекоммуникационной инфраструктуре идет уже много лет без видимого результата.

Реформу не остановить

Никаких революций в железнодорожной отрасли не будет, следует из доклада рабочей группы, готовившей предложения по развитию железнодорожного транспорта для правительственной стратегии-2020. Практически все ее выводы повторяют то, что и раньше было прописано в документах правительства, в частности в «Целевой модели развития грузовых перевозок до 2015 г.», буквально те же идеи регулярно озвучивают и менеджеры РЖД. Отделять перевозки от инфраструктуры и либерализовывать рынок локомотивной тяги эксперты настоятельно не рекомендуют – это приведет к огромному росту издержек грузоотправителей. Но при этом стоит допустить создание небольшого количества локальных перевозчиков с собственными локомотивами, признают они. Авторы доклада также советуют государству субсидировать развитие железнодорожной инфраструктуры и стимулировать создание 3–4 крупных железнодорожных операторов. Общий вывод: железнодорожная реформа должна продолжаться, ведь нынешние трудности с перевозками – следствие ее незавершенности. А ведь в первом варианте доклада было и иное предложение: восстановить госрегулирование в некоторых сегментах, в частности устанавливать тарифы на предоставление вагонов. Судя по подготовленному докладу, противников у реформы не осталось.