Ориентиры: Все в сеть

Россия стала неожиданно крайне привлекательной для международных ритейлеров.

Согласно исследованию CBRE Россия поднялась в рейтинге активности мировых розничных сетей с 6-ого места в прошлом году на 3-е. В 2009 г. она была на 10-м месте. Развиваться в городах РФ планируют в 2012 г. 35% опрошенных компаний.

Сомнительный оптимизм

Как утверждается в отчете CBRE, рост популярности России произошел «за счет сильной экономики и прогнозов роста уровня потребительских расходов». Что называется, без комментариев. Другие участники рынка говорят: просто в «странах Европы еще хуже». «Текущая экономическая нестабильность заставляет ритейлеров искать только лучшие места», – объясняет Питер Голд, глава международного департамента торговой недвижимости CBRE.

Сравнить доходность для ритейлеров магазинов в Европе и России никто из консультантов не взялся. «Все те, кто думает об экспансии на российский рынок, понимают, что это непростой и затратный процесс, а результат может оказаться непредсказуемым», – предупреждает Денис Соколов, руководитель отдела исследований и стратегического консалтинга Cushman & Wakefield. «С точки зрения делового климата, стоимости аренды и квалификации персонала Россия не занимает верхних строчек в рейтингах», – добавляет он.

Несмотря на риски, ритейлеры собираются расширяться. 71% опрошенных международных ритейлеров планируют открыть до конца 2012 г. более пяти магазинов в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, и 20% собираются открыть 40 или более магазинов в 2012 г. (18% в 2011 г.). Сектор розничной торговли чувствует себя лучше, чем в прошлом году, когда многие операторы ушли с рынка. Те, что выжили, стали сильнее. В первом полугодии 2011 г., по данным CBRE, товарооборот вырос на 5,3%, а объем инвестиций в торговую недвижимость составил $634 млрд.

Но выходить на новые рынки ритейлеры будут с осторожностью. 52% опрошенных компаний намерены открыть магазины в новых городах, но только в тех странах, где они уже присутствуют. Лишь 30% ритейлеров собираются выйти на новые рынки в 2012 г. Тактика компаний не отличается оригинальностью: прежде чем открыть магазин на новом рынке, они создают интернет-магазин, с помощью которого тестируют потребительский рынок, рассказывает Голд. По данным исследования, 43% ритейлеров планируют существенно увеличить долю товаров, реализуемых через интернет.

Виртуальный ТЦ

Интернет-торговля уверенно отбирает арендаторов у торговых центров. В частности, продавцы бытовой техники планируют открыть в 2012 г. вдвое меньше магазинов, чем в этом году. Бытовые товары все чаще приобретают через интернет-магазины. Агентство PwC опросило 21 топ-менеджера компаний из США и Канады, занятых в сфере офлайн-торговли. Подавляющее большинство опрошенных руководителей были настроены единодушно: необходимо развивать все доступные направления интернет-бизнеса и за счет этого готовиться к выходу на международный рынок.

Пока онлайн-продажи составляют небольшую долю в обороте, но эта доля растет в 10–20 быстрее, чем офлайн-торговля. 47% респондентов уверены: в ближайшие пять лет интернет-бизнес принесет им как минимум 10% от общей прибыли, говорит Энтони Кэрабас, глава PwC Canada Retail Consulting Services.

52% опрошенных, которые работали пока лишь в своей стране, считают, что в ближайшем будущем смогут получать до 15% дохода от международной торговли.

Тем не менее девелоперы пока могут спать спокойно. Даже если в этом году объем продаж через интернет достигнет прогнозируемых 290 млрд руб. (Data Insight) или даже 600 млрд руб. (исследование Ситибанка и Google), доля интернет-продаж в обороте розничной торговли РФ составит всего около 1,6–2%. Это в 3,5 раза меньше, чем в Европе, и в 4 раза – чем в США.

Но у интернет-торговли большое будущее. По прогнозам PwC, объем продаж традиционных ритейлеров через интернет вырастет за год на 50%. К 2015 г. объем российского рынка онлайн-продаж увеличится в 2,5 раза до $20 млрд, прогнозируют аналитики Data Insight.