Evraz сплавляют с «Северсталью»

Председатель совета директоров Evraz Александр Абрамов был бы не прочь объединить свою компанию с «Северсталью». Но это лишь идея. Переговоров на сей счет не ведется, да и слияние не добавит стоимости компании

О гипотетической возможности слияния Evraz и «Северстали» Абрамов сообщил в интервью Financial Times. Объединенная компания может стать восьмой в мире по объему производства (31 млн т в год) сталелитейной компанией с капитализацией 12 млрд фунтов ($18,7 млрд), подсчитал Абрамов.

Обе компании прекрасно дополняют друг друга. Продукция Evraz, например, широко используется в строительстве, а «Северстали» – в секторе потребительских товаров и автомобилестроении, развивает свою мысль Абрамов. Объединение двух компаний – «хорошая идея», цитирует Абрамова газета. Впрочем, он признал, что пока серьезно не обсуждал этот вопрос с владельцем «Северстали» Алексеем Мордашовым.

На эту новость котировки обеих компаний отреагировали ростом: «Северсталь» на LSE подорожала на 4,2% до $11,8 млрд, Evraz – на 1,7% до 4,7 млрд фунтов, или $7,4 млрд (данные на 18.20 МСК).

Участники рынка неоднократно обсуждали идею слияния двух компаний. Пик слухов пришелся на 2007 г., причем «консолидатором в интересах государства» называли крупнейшего совладельца Evraz Романа Абрамовича. Но в мае 2007 г. Мордашов заявлял «Интерфаксу», что «никаких переговоров и даже встреч на эту тему не было и нет». О том, что такие разговоры были, но ничем конструктивным не закончились, «Ведомостям» рассказал и источник, близкий к одной из компаний.

«Объединение было бы полезно с точки зрения диверсификации рынков сбыта и производственной цепочки», – считает аналитик Societe Generale Сергей Донской. Но он не верит в то, что возможна синергия, которая принесет объединенной компании дополнительную стоимость. Акционеры «Северстали» и вовсе могут потерять, полагает он. Как сталелитейные, так и сырьевые активы в России компании эффективнее, чем у Evraz, указывает эксперт. На угольных шахтах компаний, где Evraz совладелец, нередки аварии и остановки, в том числе и резонансные, напоминает Донской. Впрочем, сейчас у обеих компаний соотношение EV/EBITDA составляет 4,5. В случае объединения оно не изменится, полагает Донской.

В объединении больше заинтересована Evraz, делает вывод Борис Красноженов из «Ренессанс капитала». В любом случае говорить об этом пока рано: никаких переговоров не ведется и в последнее время не велось, утверждают четыре источника, близких к обеим компаниям. «Скорее всего со стороны Абрамова это посыл рынку о том, что компания готова рассматривать варианты», – полагает Красноженов. Представители Evraz и «Северстали» от комментариев отказались.

Evraz – довольно очевидный кандидат на слияние, поскольку ни один из акционеров компании не обладает контрольным пакетом. В остальных российских компаниях черной металлургии есть мажоритарий с долей больше контрольной. Им будет сложно смириться с ролью миноритарного акционера, добавляет Красноженов. С ним согласен и знакомый обоих бизнесменов.

Владелец «Северстали» Алексей Мордашов был готов уступить контроль в компании лишь однажды – в 2006 г., когда обсуждал слияние с Arcelor (за 25% акций Arcelor предлагал 89,6% акций «Северстали», контрольные пакеты Severstal North America и Lucchini). Тогда его опередил владелец Mittal Steel Лакшми Миттал. После этого Arcelor Mittal на протяжении нескольких лет была лидером рынка не только по объемам производства, но и по капитализации. Впрочем, сейчас стала сдавать позиции, подчеркивает Красноженов: ее конкурент Posco стоит на NYSE $29,6 млрд, Arcelor Mittal там же – $27,2 млрд. И это несмотря на то, что производство и выручка у Posco более чем вдвое ниже, чем у Arcelor Mittal.