Выставка "Таинство Рождества Христова": неаполитанский вертеп вписался в храм Христа Спасителя
В Музее храма Христа Спасителя показывают фрагменты великолепных неаполитанских вертепов и немного барочных картин и рисунков на рождественские сюжетыВыставка «Таинство Рождества Христова. Сцены и вертепы в неаполитанской традиции XVIII века» смотрится в стенах храма Христа Спасителя органичнее, чем соседняя – с фотографиями росписей Дионисия в Ферапонтовом монастыре.
Несколько веков европейское искусство объединяло христианские конфессии, и барочные неаполитанские полотна по стилю ближе неовизантийской пышности московского храма, чем внешне сдержанный шедевр русской настенной иконописи. Но рождественские вертепы – все же католическая забава, хотя один – довольно скромный – сейчас стоит в главном российском храме.
На музейной выставке, к сожалению, показывают только фрагменты итальянских вертепов – презепе. Но неаполитанских, барочных, относящихся к периоду, когда любовь к искусному изготовлению рождественских сценок превратилась у местной знати в страсть и повод похвастаться богатством. История сохранила рассказы о неаполитанском князе, украсившем одежды игрушечных волхвов настоящими драгоценными камнями.
На привезенных из неаполитанского музея Сан-Мартино фигурках алмазов и рубинов нет, но все равно они кажутся драгоценными, так виртуозно и анатомически дотошно сделаны, так натуралистически выразительно раскрашены. Мастера не жалели сил и умений не только для младенца в яслях, волхвов, пастухов и ангелов, но и для зверей: лошадей, оленей, собак и коров.
Особенно увлеченно неаполитанские мастера изображали сцену «Таверна». Евангельское упоминание гостиницы, где святому семейству не нашлось места, превращалось в презепе в многонаселенную сатирическую «картину нравов». Толстые трактирщицы и торговки, злобные разодетые старухи, симпатичные молодые и алчные старые музыканты – все они воспроизведены в миниатюрных скульптурах с сарказмом, без всякой христианской терпимости, но с видимой любовью к предметному миру: пуговичкам на сюртуках, складочкам на чулках, кружевам на юбках, струнам на гитарах.
Вдохновенно изображалась и свита волхвов, по крайней мере привезенные на выставку два китайчонка-крошки вполне могли быть увеличены до парковой скульптуры.
Что же до привезенных картин из неаполитанского музея и Королевского дворца, то ученые говорят не только о влиянии высокого искусства на декоративное, но и об обратном процессе – что видно в живописных сценах поклонения волхвов и пастухов.
Всем понятно, что увлечение вертепами расцвело во времена, когда не появились еще такие новогодние развлечения, как мультфильмы и телевизор. Но почему-то и сейчас разглядывание рождественских скульптурных миниатюр доставляет удовольствие, совершенно детское.