У бомбил вышло время

К 2012 г. каждый таксист должен получить разрешение на перевозку пассажиров. В Татарстане за шесть дней из 16 000 разрешений выдано 100

«Не стоит ожидать существенного повышения тарифов – конкуренция слишком высока, и рост цен, скорее всего, будет коррелировать с уровнем инфляции», – считает директор казанского филиала финансовой группы БКС Руслан Фатыхов. «Но определенная консолидация на рынке, без сомнения, произойдет, – продолжает он. – Выживут компании, которые смогут предложить водителям наиболее выгодные условия совместного решения возникших проблем».

С 8 декабря, когда муниципалитеты Татарстана начали выдавать разрешения на пассажирские перевозки, выдано 100 документов, рассказал вчера на брифинге министр транспорта и дорожного хозяйства Ленар Сафин. По данным министерства, по республике ездит 16 000–16 500 таксистов, которых власти готовы обеспечить бесплатными разрешениями. Разрешения выдаются как работающим в таксомоторных компаниях, так и индивидуальным водителям (они должны быть зарегистрированы как ИП), поэтому власти могут увеличить количество разрешений до 30 000. Документы выдаются в течение двух дней при предъявлении паспорта, водительского удостоверения, прав на машину (стаж – не менее пяти лет) и талона техосмотра. Авто должно быть оборудовано оранжевым плафоном, шашечками и таксометром, а с 1 января 2013 г. еще и окрашено в белый или желтый цвет – такие цвета для такси одобрили депутаты Госсовета РТ.

Сафин надеется, что нововведения сделают татарстанское такси «узнаваемым брендом, как, например, лондонское такси». Он полагает, что новые правила не сильно повлияют на рынок и не отразятся на цене проезда (сейчас средний чек в Казани – 150 руб.).

Представители компаний, напротив, прогнозируют повышение цен и передел рынка.

«По моим данным, в Казани только «FM-такси» имеет собственный полноценный автопарк, – говорит директор «Премиум такси» Гульнара Валиуллина. – Основная же масса таксомоторных компаний работают в качестве диспетчерских служб с наемными водителями – владельцами авто. Им придется регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и, соответственно, платить налоги порядка 26 000 руб. в год. Конечно, многие не захотят работать в таких условиях либо, если захотят, поднимут цены на 20–30%». По ее мнению, на рынке останется несколько крупнейших компаний, остальные либо прекратят существование, либо уйдут в тень. «Нам пришлось прекратить работу с клиентами в форме вызовов такси, мы оставили только корпоративные перевозки и сдачу машин в аренду», – констатирует Валиуллина.

«У нас 150 собственных машин, с ними проблем не возникнет, – рассказывает заместитель директора «FM-такси» Ильгиз Сиразиев. – Есть еще 50 частных водителей, их планы нам неизвестны». Он не исключает, что компания потеряет 20–30% работающих с ней частников.

Исполнительный директор ЗАО «Эйм» («Союз-такси», не имеет собственного автопарка) Николай Чернобровкин рассказал, что потерял около 40 водителей из 100: они не захотели получать разрешения. По его мнению, легальные такси неизбежно поднимут цены и будет процветать серый рынок.

Всем, кто надеется работать нелегально, Сафин напомнил о штрафах. За перевозку пассажиров без разрешения частное лицо будет платить 5000 руб., юридическое – 30 000 руб.