Выставка Remix: Борис Орлов и Сергей Шеховцов сваяли карикатуры

Remix – результат перформанса, выставка представляет объекты, составленные на глазах у публики двумя скульпторами
А.Махонин

Бориса Орлова (1941 г. р.) и Сергея Шеховцова (1969 г. р.) редко называют скульпторами. Старший долгое время проходил под знаменами соц-арта, младшего обозначали как современного художника. На выставке Remix они объединились будто шутки ради, но и как два ваятеля – не побоюсь вставить это серьезное слово, – знающих законы формообразования.

Общее у участников тандема – неизменная творческая ирония, но без нее сегодня осмеливаются обходиться только делатели мемориалов да президент Российской академии художеств, предпочитающий добрый юмор.

Принципиально разного у Орлова с Шеховцовым больше, чем случайного общего. Один работает с деревом (чаще всего) и классическим каноном в советской интерпретации, другой – с поролоном (даже псевдоним взял по имени материала) и предметами массового потребления, т. е., если говорить о форме, с обыденным дизайном. К тому же по натуре Орлов – боец, Шеховцов – созерцатель.

В галерее XL два скульптора на глазах у вернисажной публики соединяли фрагменты произведений – своих и другого – в общие объекты. Получилось смешно, несколько раз пластически убедительно. Неожиданно, но к голове «Героя» Орлова подошел бюст с ручкой-переключателем и пропеллером от Шеховцова. Кто бы мог подумать, но грандиозный бюстгальтер мастера соц-арта соединился с крыльями-клавиатурой его более молодого коллеги, и получилась вполне себе убедительная Ника-Клава.

Понятно, что два насмешника легко впадали в карикатуру, тем более тема выставки у них зубоскальская: побег в Лондон. Макет Биг-Бена (Шеховцов), приставленный вместо головы к бюсту в английском костюме (деталь одного из героических объектов Орлова), конечно, напоминает нехитрый компьютерный коллаж, воспроизведенный в материале. Но стилизованную орловскую тачанку с шеховцовскими разъемом и «флешкой» можно посчитать удачным проектом прижизненного памятника политически активного авангарда социальных сетей.

Еще выставка апгрейдила утверждение, что искусство вечно. Классический канон, показала она, узнаваем, даже если торс изображает банкомат, увенчанная торчащим средним пальцем колонна все равно выглядит триумфально, круглая скульптура держит пространство, как ее ни сплющивай.