Корпорация собирает заводы

Объединенная судостроительная корпорация пытается вернуть крупнейшие судостроительные предприятия в государственную собственность. Эта отрасль зависима от военного заказа, она так и не стала рыночной, констатируют эксперты

Из рук в руки. Судостроительный завод «Северная верфь»

1997 г. – получил активы у обанкротившегося государственного АООТ «Северная верфь», контроль – у «Онэксима». В 2000 г. группа продает верфь партнерам – холдингу «Новые программы и концепции» Бориса Кузыка. В 2003 г. он берет в партнеры Межпромбанк Сергея Пугачева, которому в 2004 г. и достается завод.

Балтийский завод

Приватизирован в 1991 г. С 1992 по 1997 г. – контроль у группы ИСТ Александра Несиса. С 1997 по 1999 г. – у группы «Онэксим». В 1999 г. контрольный пакет куплен менеджментом, который в 2000 г. продает его снова ИСТ. В 2005 г. ИСТ продает завод структурам Сергея Пугачева.

Пролетарский завод

Акционирован в 1992 г. В середине 90-х гг. крупнейший частный пакет (40%) консолидируют структуры Владимира Когана, совладельца Промстройбанка. В 2003 г. этот пакет выкупает ИСТ, но сталкивается с сопротивлением менеджмента. В 2004 г. пакет продается группе ВЕФК Александра Гительсона.

Несмотря на государственную поддержку, Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) уже год не удается получить контроль над Балтийским заводом, входившим в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) экс-сенатора Сергея Пугачева. В начале октября вице-премьер Дмитрий Козак объявил, что Балтийский завод будет работать в составе ОСК. «Возврата к прежнему собственнику не будет», – пообещал он. Попытка ОСК сменить гендиректора пока не увенчалась успехом. Назначенный вместо Андрея Фомичева Валерий Венков, руководитель департамента инновационного развития ОСК, остается исполняющим обязанности гендиректора.

В начале декабря Козак объявил, что персонал Балтийского завода перейдет в новую компанию, «Балтийский завод судостроение», владельцем которой станет Западный центр судостроения ОСК. Балтийский завод вице-премьер предложил обанкротить. К банкротному иску, поданному в августе, присоединились три подрядчика завода.

Принадлежащие ОПК 88% Балтийского завода и 75,8% «Северной верфи» были летом 2010 г. заложены Центробанку по кредиту в 32 млрд руб., выданному Межпромбанку. Банк, в свою очередь, вскоре лишился лицензии. С осени прошлого года ЦБ безуспешно пытается добиться через суд перевода акций предприятий из залога в свою собственность. Пока удалось только судебным определением передать пакет Балтийского завода в управление ЦБ, который, в свою очередь, передал завод ОСК. Несмотря на попытки ЦБ, такого же решения в отношении «Северной верфи» пока нет.

Корпорация не очень счастлива получить Балтийский завод, долги предприятия – примерно 5 млрд руб., для ОСК это дополнительная нагрузка, уверял в середине октября президент ОСК Роман Троценко.

ОСК нужны и Балтийский завод, и «Северная верфь», рассказали «Ведомостям» два источника в ОСК, это прекрасное дополнение как к существующим мощностям, так и к портфелю заказов ОСК.

На Балтийском заводе есть корпусообрабатывающее производство, самое современное в России, говорит сотрудник ОСК, – у корпорации недостаток таких мощностей. Цех, способный обработать 60 000 т металла в год, был построен в 2004 г., инвестиции – $30 млн.

С точки зрения портфеля заказов «Северная верфь» – более привлекательное предприятие, говорит директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. У Балтийского завода в работе находится единственный крупный заказ – строительство плавучей атомной электростанции по заказу «Росэнергоатома» примерно за 10 млрд руб., а «Северная верфь» загружена военными заказами как минимум на пять лет, объясняет он.

В начале декабря ОСК и «Росморпорт» договорились, что «Балтзавод судостроение» получит заказы на строительство трех ледоколов мощностью 16 МВт и двух – по 25 МВт (контракт на строительство одного из них – субподрядный).

По данным «Северной верфи», в процессе строительства находятся три корвета и два фрегата, всего – 75% от судостроительной программы Минобороны. Пухов оценивает эти заказы примерно в 30–40 млрд руб. Общий портфель заказов ОСК, по данным корпорации, – около 200 млрд руб.

Без Балтийского завода «Северная верфь» существовать не может, уверяет бывший гендиректор Балтийского завода Олег Шуляковский. По его словам, на «Северной верфи» не развит машиностроительный комплекс, она все равно должна задействовать мощности Балтийского завода для выполнения заказов.

Для ОСК Балтийский завод и «Северная верфь» – неплохое приобретение, полагает руководитель аналитического отдела ИК «Ленмонтажстрой» Дмитрий Кумановский. По его оценке, соотношение активов к долгу в среднем по заводам корпорации составляет более 1, тогда как у двух петербургских заводов этот показатель – 0,9.

Госкорпорация собирает не все активы подряд. С весны ОСК вела переговоры о покупке Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), но после получения контроля над Балтийским заводом необходимость в ВСЗ отпала – избыточные мощности ОСК не нужны, говорит представитель корпорации. Связаться с владельцами ВСЗ не удалось, гендиректор завода Валерий Левченко отказался от комментариев.

Производителя судового оборудования – Пролетарский завод ОСК также получила с помощью административного ресурса. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) в мае подало иск о банкротстве завода, который задолжал ей около 2 млрд руб. Этот долг достался агентству от прошедшего санацию банка ВЕФК, у его владельцев также был контрольный пакет завода. В конце октября завод посетил премьер-министр Владимир Путин, который объявил рабочим, что в ближайшее время завод перейдет к ОСК. Буквально на следующий день «дочка» ОСК – Западный центр судостроения приобрел 52,75% акций завода у трех ЗАО: «Лада-минт», «Рубикон» и «Перспектива». Стоимость сделки представитель ОСК не комментирует, связаться с продавцами не удалось.

Близкий к ОСК источник утверждает, что за контрольный пакет Пролетарского завода госкорпорация заплатила около 400 млн руб. Это подтверждает источник, близкий к предприятию. Вхождение завода в корпорацию было его единственным спасением, с учетом долга перед АСВ банкротство было бы неизбежно, говорит он. Компания была куплена по рыночной цене, оценивает Кумановский из «Ленмонтажстроя».

В конце ноября АСВ и Пролетарский завод подписали мировое соглашение, по которому предприятие будет выплачивать долг 10 лет, ставка – 5,6% годовых, основным условием было поручительство ОСК, сообщил директор департамента по работе с активами АСВ Андрей Дерябин.

Пролетарский завод – один из немногих живых судостроительных активов в городе, у него есть портфель заказов примерно на 2,5 млрд руб., вполне работоспособное оборудование и персонал, говорит один из петербургских судостроителей. Он прекрасно встраивается в технологическую цепочку и позволит ОСК не зависеть от сторонних подрядчиков, полагает он.

Сделав 20-летний круг по частным рукам, судостроительные активы вновь возвращаются государству, констатирует Макиенко. Это следствие глубокой зависимости отрасли от государства, она так и не стала рыночной в отличие, например, от энергетического машиностроения, полагает Шуляковский. Государство полностью контролирует военный заказ, в том числе и экспортный, а гражданское судостроение в России в конкурентной борьбе проигрывает азиатским верфям, объясняет он.

Рентабельность военного кораблестроения может достигать 15%, тогда как гражданского – от 0 до 5%, часто заводы соглашаются исполнять гражданский контракт для загрузки мощностей и сохранения персонала, оценивает один из петербургских судостроителей. Построить небольшой танкер на верфи в Корее до двух раз дешевле, чем в России, говорит один из судовладельцев. Это происходит из-за технологической отсталости российских заводов и 10-кратного отставания в производительности труда, полагает он.