По прозвищу Нерон

В минувшее воскресенье Доминик де Вильпен официально объявил, что решил участвовать в выборах президента Франции весной 2012 г. в качестве независимого кандидата. Если он выиграет гонку за президентское кресло, это станет своеобразным личным достижением – де Вильпен впервые будет избран, а не назначен на пост. До этого он ухитрился добраться до поста премьер-министра, ни разу не баллотировавшись
EPA/ ИТАР-ТАСС

Не аристократ

Несмотря на частицу «де» в фамилии, Доминик де Вильпен не столь родовит, как его противник Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боча, утверждает изданная в 2009 г. книга Noms dits et autres friandises о происхождении 10 000 французских семей с «благородными» фамилиями. Де Вильпен родом из старого буржуазного семейства, в XVIII в. скупившего земли и прибавившего их название (Вильпен) к фамилии Галузо. А семейству Саркози титул пожаловал сам император Фердинанд II в 1628 г.

Доминик Мари Франсуа Рене Галузо де Вильпен родился 14 ноября 1953 г. в Рабате (Марокко, в то время протекторат Франции), а детство и юность провел в Венесуэле и США.

Его отец Ксавье де Вильпен был дипломатом, не вылезающим из командировок. Политикой была пронизана вся жизнь семьи – отслужив на дипломатическом поприще, Ксавье де Вильпен два срока, с 1986 по 2004 г., заседал в сенате Франции, представляя интересы живущих за рубежом соотечественников. А в 1993–2002 гг. он возглавлял комитет сената по иностранным делам и обороне.

Сам Доминик де Вильпен первое политическое заявление сделал в 1968 г., когда во Франции бушевали студенческие волнения. 15-летний сын дипломата объявил забастовку в знак солидарности с французской молодежью. Проще говоря, не пошел в школу.

После французского лицея в Америке де Вильпен вернулся учиться на родину. После Института политических исследований в 1977 г. он вступил в голлистскую правоцентристскую партию «Объединение в поддержку республики» (RPR). Ее за год до этого создал Жак Ширак. Но тут его призвали младшим офицером на авианосец Clemenceau. Отслужив, де Вильпен поступил в Национальную школу администрации, которую окончил в 1980 г. И направился по стопам отца, в МИД. Начал карьеру в секретариате, специализирующемся на Африке, работал в США, Индии. После восьми лет командировок, в 1992 г., вернулся во Францию. И тут молодого дипломата, сына известного сенатора, заметил министр иностранных дел Ален Жюппе. Он позвал де Вильпена в заместители и поручил руководить секретариатом МИДа. А когда в 1995 г. Жак Ширак побеждает на президентских выборах, а Жюппе становится премьер-министром, де Вильпена приглашают стать генеральным секретарем президентской администрации. На этом посту он смог продержаться до 2002 г., хотя в 1997 г. убедил Жака Ширака распустить парламент и назначить досрочные выборы, на которых правоцентристы проиграли социалистам. Из-за этой истории и увлечения де Вильпена сочинительством супруга президента Бернадетт Ширак прозвала его Нероном. «Он поздно ложится и рано встает, чтобы успеть написать стихотворение или прозу до того, как заняться работой», – писало о нем United Press International (UPI). Де Вильпен опубликовал несколько сборников стихов и книг, в том числе «Сто дней Наполеона Бонапарта, или Дух самоотречения», которая издана на русском в 2004 г. (он большой поклонник Наполеона).

«Де Вильпен схватывает все на лету, делает это фантастически быстро. Редко когда встретишь такого человека», – утверждал Жак Ширак.

Сюрприз для США

После переизбрания Жака Ширака в 2002 г. де Вильпен стал министром иностранных дел. Чтобы избежать конфликта интересов, его отец подал в отставку с поста руководителя комитета сената по внешней политике. Один из самых громких успехов выпал на долю де Вильпена, как раз когда он возглавлял МИД. В 2003 г. министр произнес перед Советом Безопасности ООН пламенную речь против военной операции США и их союзников в Ираке. Слушатели наградили его бурными аплодисментами. Кроме того, при посредничестве де Вильпена в бывшей французской колонии Кот-д’Ивуар удалось заключить мирное соглашение, прекратившее гражданскую войну. Но не все шло так гладко. Франции даже пришлось официально извиняться за действия де Вильпена.

В 2002 г. боевики Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) похитили сенатора и кандидата на президентских выборах Ингрид Бетанкур. В 2003 г. де Вильпен отправил миссию по ее спасению, состоявшую из дипломатов и врачей. Ни министр внутренних дел Николя Саркози, ни даже президент Франции в известность об этом поставлены не были. Колумбия и соседняя Бразилия также отрицали, что их уведомили о миссии. Операция провалилась – дипломатам не удалось переговорить с ФАРК. Хуже того, когда французы остановились в Бразилии и начали разведку, их поведение (отказ в осмотре самолета полицией, расспросы местного летчика, может ли его самолет летать ночью и приземляться на неподготовленных аэродромах и т. д.) вызвало подозрения у властей. Бразильские журналисты начали расследование, Жака Ширака спросили о миссии, на что он совершенно искренне ответил, что ничего о ней не знает, а о таких операциях ему обязательно сообщают.

Когда правда открылась, де Вильпену пришлось не только извиняться перед Шираком, объясняться с Саркози (который во время скандала, как назло, был с визитом в Колумбии; Саркози и де Вильпен и так прохладно относились друг к другу, а этот эпизод отношений не улучшил), но и успокаивать недовольных колумбийцев и бразильцев. Только в мае 2008 г. в ходе спецоперации колумбийской армии Бетанкур наконец-то получила свободу.

В 2004 г. Ширак провел перестановки в правительстве, в ходе которых Николя Саркози стал министром финансов. А на его прежний пост в МВД назначили де Вильпена. Запомнился он главным образом тем, что пытался бороться с радикальными исламистами. Например, имама Абделькадера Бузиана, осмелившегося пропагандировать превосходство мужчин над женщинами и утверждавшего, что неверную женщину вполне можно выпороть, выслали из страны.

Фальшивка для Саркози

Прошел всего год, и снова состав правительства перетряхивается после того, как французы выступили на референдуме против конституции единой Европы. 31 мая 2005 г. де Вильпен достигает пика карьеры – становится премьер-министром. Одной из своих основных задач он видит борьбу с безработицей, особо высокой среди молодежи – 23%. Правда, средство для этого он избрал весьма опасное. В 2006 г. де Вильпен предложил принять закон о первом трудовом контракте, который давал работодателям право в первые два года работы увольнять сотрудников моложе 26 лет без объяснения причин. Логика понятна: избавиться от молодого специалиста во Франции дело хлопотное и дорогое. Поэтому их предпочитали не нанимать. Но логично и то, что у молодежи эта мера понимания не нашла. Молодежь вышла на улицы.

Как ни настаивал де Вильпен на законопроекте о первом трудовом контракте, Ширак отправил его идею на свалку и заговорил о субсидировании компаний, нанимающих молодежь. Хотя де Вильпена прочили в кандидаты в президенты от правящей партии UMP, вскоре после этих событий он заявил, что не имеет президентских амбиций. Вместо него кандидатом стал Николя Саркози, который и выиграл выборы в мае 2007 г. Не дожидаясь передачи власти, де Вильпен объявил о своей отставке.

В правительстве Саркози делать ему было нечего. Их отношения переросли в открытую вражду. В 2004 г., после того как де Вильпен стал министром внутренних дел, во Франции появился список политиков, знаменитостей и бизнесменов, якобы имевших секретные счета в замешанном в коррупционных скандалах люксембургском банке Clearstream. Речь шла об откате за продажу французских военных кораблей Тайваню в 1991 г. Назывались имена Саркози и Доминика Стросс-Кана. Автором списка, как позже выяснилось, был друг де Вильпена – бывший сотрудник Clearstream и вице-президент EADS Жан-Луи Жергорен. Список оказался фальшивкой, а инициаторами его создания стали называть де Вильпена и Ширака. Последний отказался давать показания – ведь по конституции президент не несет ответственности за деяния, совершенные им на этом посту. Де Вильпену, чье имя появилось в деле в 2006 г., прокурор требовал присудить 18 месяцев условно и штраф в 45 000 евро. В итоге де Вильпен в первой инстанции в январе 2010 г. был признан невиновным, в мае 2011 г. апелляция решила, что он все-таки виновен, но в сентябре 2011 г. его оправдали (осудили Жергорена и ряд других фигурантов).

Уйдя из премьер-министров, де Вильпен сдал экзамен на адвоката и собирался зарабатывать на международных делах. Но известным юристом он не стал – занятость политикой не позволила. Де Вильпен не уставал критиковать Саркози за излишне рыночную политику. В 2009 г. де Вильпен впервые упомянул, что не прочь поучаствовать в президентской гонке 2012 г. В июне 2010 г. он основал собственное движение Republique solidaire («Объединенная республика») и до сентября этого года оставался его председателем. А 11 декабря заявил, что вступает в президентскую гонку. Де Вильпен собирается объединить всех французов – и левых, и правых, и центристов. «Сегодня мы теряем суверенитет. Мы подстраиваемся под интересы, которые не являются интересами Франции», – сказал он в заявлении по Первому каналу французского ТВ, намекая на меры, принимаемые ради спасения еврозоны.