Ремонт по-уральски

«Уралвагонзавод» готовится к падению спроса на новые вагоны и создает сервисное подразделение

Государственный «Уралвагонзавод» (УВЗ) планирует создать сервисную компанию, сообщил «Ведомостям» замгендиректора УВЗ Андрей Шленский. Варианты названия уже есть – например, «УВЗ сервис», сказал топ-менеджер. Сервис вагонов, по его словам, логичный путь развития предприятия: УВЗ расширяет модельный ряд, наращивает производство запасных частей. Объем инвестиций в сервисный бизнес не раскрывается.

Сейчас у УВЗ нет вагоноремонтных мощностей. Компания только планирует их покупать, подчеркнул Шленский. По его словам, УВЗ уже участвовал в аукционе по продаже «дочки» РЖД – Рославльского вагоноремонтного завода (РВРЗ), но его не устроила цена. РВРЗ был продан владельцу зернового перевозчика «Русагротранса» – «Рустранскому» – за 2,4 млрд руб. Но останавливаться УВЗ не собирается и будет еще участвовать в приватизации вагоноремонтных активов РЖД, подчеркивает топ-менеджер. УВЗ не исключает и создания СП с вагоноремонтными предприятиями, говорит Шленский.

В 2012 г. спрос на новые вагоны упадет до уровня 2010 г., так что стремление УВЗ диверсифицировать бизнес логично, соглашается гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. УВЗ и другим производителям подвижного состава предстоит борьба за потребителя, так что сервис будет конкурентным преимуществом, подчеркивает эксперт.

По этому пути идет не только УВЗ. Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ) одновременно с подготовкой к запуску (намечен на начало 2012 г.) работает над развитием сервисного направления для обслуживания своих вагонов. Но в планах ТВСЗ покупки вагоноремонтных депо РЖД нет – компания собирается по договоренности с владельцами создавать в депо резервы запасных частей для обслуживания вагонов собственного производства.

Это распространенная мировая практика: производители пассажирских вагонов заключают контракты на поставку вагонов вместе с соглашениями на сервисное обслуживание. Немецкий концерн Siemens ведет переговоры о создании сервисного СП для обслуживания электричек Desiro («Ласточка») с компанией «Аэроэкспресс» (будет эксплуатировать электропоезда). Другой клиент Siemens – РЖД рассчитывает, что немецкий концерн построит на базе «Металлостроя» депо для сервисного обслуживания скоростных поездов «Сапсан». По словам старшего вице-президента РЖД Валентина Гапановича (его слова приводит «Прайм»), РЖД сделала Siemens предложение вложить в это собственные средства.