Керосиновая конкуренция

Одновременно с новым терминалом в аэропорту «Пулково» появится новый топливно-заправочный комплекс, который не будет принадлежать ни одной из нефтяных компаний

К 2014 г. в «Пулково» появится новый топливно-заправочный комплекс для самолетов, сообщил в пятницу гендиректор управляющего аэропортом ООО «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС) Сергей Эмдин. Принадлежащее петербургской администрации ОАО «Аэропорт «Пулково» займется строительством инфраструктуры для приема и хранения топлива, ВВСС будет сооружать распределительную систему на территории аэропорта. Инвестиции ВВСС составят около $10 млн, ТЗК начнет работу одновременно с новым терминалом «Пулково», добавил он. Инвестиции «Аэропорта «Пулково» составят несколько десятков миллионов долларов, сказал источник, близкий к аэропорту. Аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго оценивает инвестиции в терминал в сумму около $50 млн.

В «Пулково» работает только один ТЗК, он принадлежит компании «Совэкс», которой на паритетных началах владеют «Газпром нефть» и «Лукойл». В начале 2009 г. администрация начала переговоры с «Роснефтью» о строительстве в аэропорту альтернативного ТЗК. В середине прошлого года вице-президент нефтяной компании Игорь Ромашов подтверждал намерения «Роснефти» запустить к 2014 г. ТЗК мощностью 30 000–40 000 т топлива в сутки.

Связаться с руководством аэропорта «Пулково» в пятницу не удалось. Представитель комитета по инвестициям и стратегическим проектам городской администрации подтвердил планы строительства ТЗК, но отказался от подробных комментариев, сославшись на то, что проект находится в ранней стадии.

Иметь в аэропорту два заправочных комплекса нецелесообразно, через единый ТЗК керосин сможет продавать любая нефтяная компания, считает Эмдин. После ввода комплекса к его системе будут подключены резервуары «Совэкса», а аэропорт «Пулково» построит дополнительные емкости с учетом возрастающего потока самолетов в аэропорту, объяснил он. Эмдин говорит, что помимо «Газпром нефти» и «Лукойла», которые уже торгуют авиатопливом через «Совэкс», продавать керосин в «Пулково» сможет «Роснефть», а также ТНК-ВР и Shell, которые проявляли интерес к петербургскому авиаузлу. Представители «Газпром нефти», «Лукойла», «Роснефти» и ТНК-ВР отказались от комментариев. Shell уже торгует закупаемым в России топливом в аэропорту «Домодедово» через совместное предприятие «Шелл и Аэрофьюэлз», сказал представитель нефтяной компании, клиентами являются только иностранные авиакомпании, СП осуществляет примерно 700 заправок в месяц. Комментировать интерес Shell к работе в петербургском аэропорту представитель компании отказался.

«Совэкс» продает примерно 200 000–250 000 т топлива в год, оценивает близкий к аэропорту источник. Но загрузка «Пулково» постоянно растет, напоминает он. По данным ВВСС, количество взлетно-посадочных операций за 11 месяцев 2011 г. выросло на 14,3% по сравнению с тем же периодом прошлого года – до 106 620 единиц.

Единый ТЗК сможет облегчить жизнь авиакомпаниям, только если его владелец сможет обеспечить реальную конкуренцию, которая приведет к снижению цен, говорит сотрудник одного из крупных перевозчиков, работающих в «Пулково». Схема с двумя ТЗК лучше для перевозчиков, она позволит снизить и тариф на заправку, который входит в конечную цену топлива, считает Шаго. По данным сайта «Совэкса», заправка обходится в 1025 руб. за 1 т топлива.