Вектор


Президент «Норникеля» Андрей Клишас не прошел в Госдуму, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на секретаря политсовета красноярского регионального отделения «Единой России» Валерий Семенов. Клишас баллотировался в Госдуму по красноярскому региональному списку единороссов под шестым номером. Партия в крае набрала лишь 36,7% голосов, поэтому мандаты получили только три кандидата. Клишас, которого считают одним из ближайших к Владимиру Потанину людей, продолжит работу в «Норникеле». В 2010 г. Клишас был назначен на пост президента, когда один из акционеров компании – UC Rusal – судился с ней по всему миру. «Норникель» сумел отбить все претензии UC Rusal. Теперь у Клишаса появилась новая задача. Крупнейший акционер «Норникеля» – «Интеррос» Потанина хочет погасить квазиказначейские акции компании. После очередного обратного выкупа их стало 9,54%, еще 7,4% заложены по сделке репо. Такой пакет чрезмерно усилил роль менеджмента компании, и в первую очередь ее гендиректора Владимира Стржалковского. Так что теперь Клишас, видимо, будет пытаться устранить получившийся дисбаланс.

Миссия не закончена

Тоже успех

Разброд и шатания на мировых финансовых рынках пока не ведут к массовым отменам размещения акций «технологических» компаний на биржах США. В ноябре IPO провел скидочный интернет-сервис Groupon, а в конце прошлой недели – разработчик игр для социальных сетей Zynga. Оба разместились на NASDAQ: Groupon – по цене, на 11% превысившей верхнюю планку ценового коридора, а Zynga – по верхней границе. Тем не менее день ото дня инвесторы становятся более осторожными, и это видно из сравнения двух упомянутых размещений. Groupon пришлось снижать диапазон цен лишь однажды: в июне 2011 г. организаторы IPO рассчитывали, что инвесторы оценят Groupon в $15–20 млрд, де-факто же ценовой коридор был рассчитан, исходя из капитализации в $10,1–11,4 млрд. А Zynga пришлось сыграть на понижение дважды: сначала инвестбанки – организаторы IPO ориентировались на оценку в $15–20 млрд; в июле 2011 г., когда компания подала документы на размещение, она рассчитывала уже на $14 млрд, а в итоге ценовой коридор предполагал оценку всего ее бизнеса в $7–8 млрд. Если Groupon в первый день торгов подорожала более чем на 30%, а потом хотя и дешевела, но постепенно (ниже цены размещения котировки провалились лишь на 14-й день торгов), то Zynga начала дешеветь с первого же дня. Впрочем, надо признать: даже сам факт размещения акций при такой неблагоприятной конъюнктуре, какова сегодняшняя, уже успех.