Банки: Быть готовым к зоне повышенной турбулентности

Что поменялось

Поправки ЦБ к методике расчета норматива достаточности капитала Н1 заключаются во взвешивании некоторых групп активов под 150% вместо 100%. Кредиты юридическим лицам (включая SME), если их рейтинг, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже В по классификации рейтинговых агентств Standard & Poor’s или Fitch Rating’s, либо В2 по классификации рейтингового агентства Moody’s Investors Service, а также национальных рейтинговых агентств: - на покупку ценных бумаг; - на покупку уставного капитала других юрлиц; - на покупку недвижимости; - на рефинансирование займов от третьих сторон (за исключением от банковских организаций); - выдача кредита с переводом денег на расчетный счет клиента в другом банке; - клиентам из офшорных зон вне зависимости от рейтинга клиента. Кредиты физическим лицам в иностранной валюте вне зависимости от размера кредита.

Реализация норм «Базеля III» – это цепочка действий, которые к 1 января 2019 г. приведут банковскую сферу стран, подписавших соответствующие документы, к новым стандартам. Есть государства, которые реализуют требования «Базеля III» досрочно. Мы будем выдерживать те процедуры и последовательность, которые предусмотрены международным соглашением. В нашем случае нет необходимости в опережении. Если кто-то из банков в силу соображений, связанных с какими-то аспектами международной деятельности, посчитает целесообразным досрочно соответствовать положениям «Базеля III», это, конечно, будет приветствоваться.

Система банковского регулирования подвержена некоему движению по спирали. Сейчас мы находимся на третьем витке развития системы банковского регулирования. «Базель I», соответственно, первый уровень – это достаточно консервативный подход в международном регулировании. В «Базеле II» явно прослеживаются нотки либерализма, ориентация на систему управления рисками и задачи, которые должны решать сами банки. Результат кризиса – это то, что бархатные ноты в системе регулирования в значительной степени уходят, снова возвращаются тона обязательности и масштабная система требований. Я не могу исключить, что через какое-то время мы снова возвратимся к оценке качества систем управления рисками.

Нашим банкам не стоит забывать и о том, что международные рекомендации не только не исключают, но и предполагают, что национальный регулятор, зная особенности и специфику функционирования банковской системы, специфику рисков, их профилей, концентрации, дополняет международную линию регулирования своими подходами к регулированию и оценками тех требований, которые необходимо предъявить банкам для обеспечения устойчивости системы и защиты интересов кредиторов и вкладчиков. Концентрация внимания национального регулятора на транспарентности банковского бизнеса и на ответственности за качество принимаемых решений и достоверность информации о характере этих решений – это центральная тема нашего локального регулирования. Она прослеживается в тех проектах нормативных документов, которые Банк России разрабатывал, разрабатывает и в моем понимании будет продолжать эту линию развивать, постольку поскольку без повышения уровня ответственности и без обеспечения прозрачности банковского бизнеса реализация никаких самых продвинутых международных рекомендаций не скажется настолько эффективно, насколько оно должно сказаться на обеспечении устойчивости банковского сектора.

Приняты новые обязательные нормативы [поправки к инструкции 110-И «Об обязательных нормативах банков». – «Ведомости ФОРУМ»], в соответствии с которыми изменяется порядок расчета норматива достаточности капитала. Я надеялся, что банковское сообщество будет аплодировать им, но этого не случилось, надеюсь, что мы все-таки дождемся этого. В любом случае работа над определением границ, где заканчивается и где начинается повышенный риск, где заканчивается и начинается, соответственно, нетранспарентность, не закончена, пусть даже это документ действующий. Мы будем вместе с банковским сообществом искать оптимальные решения повышения оценки рисков и выделения зон, которые не являются зонами повышенного риска.

Нет рынка без риска, поэтому регулятор не против рисков, речь идет о качественном управлении ими. Мне кажется рискованным тезис о том, если банки будут больше кредитовать и, соответственно, брать больше рисков, это будет стимулировать экономический рост. Как известно из военных действий исторического прошлого, когда авангард впереди, а арьергард отстает, кушать нечего и отдохнуть нельзя. К чему это приводит, мы очень хорошо можем видеть сейчас во время кризиса. Поэтому вопрос не в том, что регулятор ограничивает динамику роста и тормозит развитие, тем более что это не подтверждается статистикой – весьма впечатляющей динамикой роста кредитования, особенно в III квартале этого года. Дело в том, как соотносится качество управления рисками с профилем и уровнем рисков. А для того чтобы проводить экспертизу, необходима пресловутая прозрачность. Потому что, как известно, в темноте происходят всякие неприятные вещи.

Казалось бы, меня уже ничем нельзя удивить, но век живи – век учись. В отношении некоторых банков в уходящем году были сделаны неприятные открытия. Мы должны учиться решать проблемы, которые есть в системе с точки зрения качества управления, управления рисками, корпоративного управления. Пока уровень ответственности тех, кто принимает решения в некоторых кредитных организациях, зачастую недостаточный для того, чтобы удержать людей от поступков, за которые потом приходится краснеть. Я не знаю, краснеют ли эти люди, но мы за них краснеть вынуждены.

По поводу следующего года я исхожу из того, что на рынке есть постоянные флуктуации, они носят внешний и внутренний характер, и к ним нужно быть не просто готовыми, это реальная жизнь, и ситуация здесь – как в полете. Никто не нервничает, не убивается, когда командир корабля говорит о том, что наш самолет попал в зону турбулентности, пристегнитесь, а к выходу мы вас пригласим. Все исходят из того, что будет посадка и будет выход – и все будет в порядке. В банковской сфере пристегнуться в хорошем смысле этого слова означает, что надо иметь достаточный капитал, достаточную ликвидность, чтобы и следующий год тоже оказался не менее удачным, чем нынешний.