Рынки капитала: Куда предпочтут пойти российские эмитенты

«Промстрой Груп»

Строительный холдинг. Крупнейшие владельцы (размеры долей не раскрываются) – председатель совета директоров Джон Фитцгиббонс и члены совета директоров Михаил Полонский, Феликс Любашевский, Семен Кукес. Финансовые показатели (2010 г., неаудированные данные): выручка – $240 млн.

Выход на рынок капитала и проведение IPO, как правило, является закономерным развитием деятельности успешного предприятия. IPO – это сложный, не дешевый инструмент, который обеспечивает компанию средствами на финансирование долгосрочных проектов и дает возможность адекватно оценить бизнес. Успешное проведение IPO очень часто зависит не только от размера эмитента, но и от выбора площадки. Большинство крупных компаний обычно размещаются на зарубежных площадках, чаще всего это London Stock Exchange (LSE). Одновременно IPO могут происходить на ММВБ, в РТС и на LSE. Статистика показывает, что количество IPO, проведенных на зарубежных площадках, превышает 60% от общего числа первичных размещений российских компаний.

Чтобы разобраться, почему складывается такая тенденция, необходимо проанализировать, что представляет собой рынок капитала в России. С одной стороны, сегодня существуют все институты для эффективного функционирования рынка – законодательство в области ценных бумаг, регулятор, биржа, депозитарии и расчетные центры, профессиональные участники рынка. С другой стороны, на рынке торгуются в основном гранды, средние и мелкие компании имеют ограниченную возможность для размещения, рынок очень волатилен и подвержен внешним турбулентным факторам. И это при том, что макроэкономические показатели России, такие как внешний долг в размере 11% от ВВП, одни из крупнейших в мире золотовалютные резервы, рост ВВП, свидетельствуют о лучшем состоянии в экономике по сравнению со странами, которые лихорадит. Это обстоятельство говорит о том, что рынок в большей степени спекулятивный в силу различных причин – например, инвестиционного климата, отсутствия длинных денег, неразвитого законодательства и отсутствия «правильного» инвестора.

В данной ситуации крупные эмитенты для успешного размещения вынуждены выходить на международные рынки капитала, где влияние указанных причин минимизировано.

Но российский бизнес – это не только крупные компании. Компаний, которые по своим оборотам могут рассматривать Нью-Йорк или Лондон для размещения, не так много. Если верить рейтингам, российский бизнес характеризуется наличием около 500 публичных и непубличных компаний, которые можно отнести к крупному бизнесу, в то время как потенциальных эмитентов в разы больше.

Таким компаниям, исходя из годового оборота по выручке, рынок Лондона и Нью-Йорка закрыт и при желании разместиться необходимо искать альтернативные рынки. Среди них могут быть Франкфурт, Москва, Варшава. К списку можно добавить Гонконг, но прошедшие IPO выявили определенные сложности с последующим поддержанием рынка акций.

С точки зрения инвестиционного климата и качественного инвестора на сегодняшний момент более привлекательным вариантом выглядит Франкфурт и Варшава. Франкфурт в свое время опоздал в борьбе с Лондоном за крупных эмитентов и сегодня, по сути, при одинаковой базе инвесторов может рассчитывать на IPO компаний скорее по отраслевому признаку (электроэнергетика, машиностроение), так как большое число аналогичных компаний торгуется именно там.

Варшавская площадка заявила о себе не так давно, начав со своих эмитентов, позже охватила украинские компании – в основном сельскохозяйственного сектора и сейчас проводит достаточно агрессивный маркетинг среди российских эмитентов среднего размера. Несмотря на незначительные объемы размещений и емкость рынка, у биржи есть ряд преимуществ по сравнению с отечественными площадками.

Так, если разложить по институтам инвесторов, то 30% – это частные инвесторы, 40% – пенсионные фонды, 30% – институциональные инвесторы. Такая структура позволяет говорить о длинных деньгах и должна снижать волатильность как рынка в целом, так и акций конкретного эмитента в частности, в том числе и спекулятивную составляющую.

Что же Москва?! Бросается в глаза судьба размещений компаний не первого эшелона (средней и небольшой капитализации). В большинстве случаев происходят сходные процессы, которые эксперты делят на три категории:

– компании, которые разместились, но о них забыли. Бумаги таких компаний не имеют никакой PR- и IR-поддержки, не говоря уже о маркетмейкерской поддержке ликвидности акций. Безусловно, во многом это вина эмитента или реализация стратегии выхода акционеров и менеджеров;

– вторая группа – это фактически частные размещения, что, по сути, является не продажей акций большому числу инвесторов, а переход пакета в руки крупного портфельного или стратегического инвестора;

– третья категория – неудачные размещения.

Несмотря на то что причины отнесения к указанным категориям могут быть разные, у них есть общий знаменатель – инвестиционный климат и отсутствие «правильного» инвестора. При этом второе зачастую вытекает из первого.

Как правило, после IPO котировки практически всегда снижаются – вне зависимости от того, удается ли эмитенту достичь заявленных планов или нет. Это лишний раз свидетельствует о спекулятивном характере рынка. IPO таких компаний нужно только эмитенту, и проблемы во многом обусловлены отсутствием не просто инвесторов с длинными деньгами, а инвесторов, имеющих аппетит к рискам бизнеса эмитента.

Как получить «правильного» инвестора?

Создать предпосылки на государственном уровне для размещения средств пенсионных фондов в российскую экономику, в том числе через покупку акций эмитентов.

Много надо сделать и для повышения финансовой грамотности частного инвестора, как это есть сегодня в регионах с развитыми финансовыми центрами. Статистика показывает, что российский средний класс утроился за последнее время и при правильном подходе это и есть частный инвестор.

Наличие таких инвесторов является основным элементом финансовой стабильности, позволяющим снижать негативные последствия внешней среды, это залог создания именно рынка, а не квазирынка.

Исправить эту ситуацию и повысить инвестиционный климат призвана работа по созданию и развитию международного финансового центра (МФЦ). Наверное, эта работа своевременна. Сегодня с учетом усиления конкуренции почти все существующие мировые финансовые центры заручились поддержкой правительств своих стран и разработали стратегии развития, предполагающие повышение их роли в мировых финансах.

В то же время инвестиционный климат – это не только и не столько МФЦ – и важно правильно расставить приоритеты. Более значимыми задачами на сегодня, которые могли бы позитивно повлиять на климат, являются реальная, а не словесная борьба с коррупцией; государственное стимулирование инвестиций в промышленность, производственную и транспортную инфраструктуру; поддержка финансирования сегмента малого и среднего предпринимательства, повышение прозрачности. Незначительный, но все-таки положительный эффект на инвестиционный климат окажет вступление России в ВТО за счет повышения конкуренции со стороны западных компаний и, как следствие, вынужденное повышение эффективности экономики.

К сожалению, пока указанные основные проблемы не найдут решения, российские эмитенты будут смотреть на западные площадки или откладывать выход на рынки до лучших времен.