Банки: Мы должны выбрать, как будем расти

ОАО «Промсвязьбанк»

Универсальный банк. Акционеры: Promsvyaz Capital, контролируемое на паритетных началах Алексеем и Дмитрием Ананьевыми (72,9%), Commerzbank (15,3%), ЕБРР (11,7%). Финансовые показатели (данные «Интерфакс-ЦЭА» на 1 октября 2011 г.): активы – 519,1 млрд руб. (11-е место), капитал – 38,3 млрд руб., нераспределенная прибыль – 1,8 млрд руб.

Российская банковская система прошла стадию становления. В ходе развития накопилась масса противоречий. С одной стороны, необходимость модернизационного рывка невозможна без расширения внутреннего спроса и быстрого развития банковской системы. С другой стороны, это чревато кризисами; финансовые рынки и кредитные портфели конкурируют за объем ликвидности и заемщиков; предприятия и банки конкурируют за ресурсы; расширение кредитования населения ведет к снижению темпов роста вкладов, что ограничивает предложение корпоративных кредитов. Для стабилизации финансовой системы и выполнения требований «Базеля III» необходим развитый рынок ликвидных ценных бумаг, при этом государство боится наращивать внутренний долг и увеличивать ставки, а бумаги несуверенных заемщиков высокого кредитного качества в дефиците. Противоречивые идут сигналы и от регулятора, и от властей. То ли нам готовиться к модернизационному рывку, то ли к сохранению стабильности. Если мы хотим развивать международный финансовый центр и приватизацию через IPO, то зачем нам так сокращать участников финансового рынка и учитывать акции в портфелях ценных бумаг банков под 150% в целях расчета капитала и защищать частных инвесторов больше, чем они того хотят? Как формировать пул длинных денег в экономике, если непонятна судьба рынка пенсионных накоплений? Как привлекать инвестиции в инновационные компании, если по всем инструкциям они не могут быть хорошими заемщиками, а внутренних инвесторов для вложения в капитал нет (в том числе для банков регулятор установил запретительные ограничения)? С одной стороны, в стратегии развития банковского сектора заложено увеличение со следующего года минимального уставного капитала и повышение уровня покрытия капиталом принимаемых кредитными организациями рисков. С другой стороны, одновременно предусмотрено наращивание собственных активов и объема выдаваемых кредитов (соответственно до 90 и 55–60% к ВВП к 2016 г.).

Необходимо все-таки определиться с парадигмой развития.

Уверен, России нужна модернизация. Нам нужно развивать инфраструктуру, нужно искать свою нишу в сфере промышленного развития.

Почему мы уверены, что модернизация экономики и быстрый рост банковской системы – одно и то же? Потому что темпы роста доходов населения замедляются и рост потребления может быть ускорен только за счет кредитования, а рост в производственном секторе и секторе услуг может быть только инвестиционным. Без модернизации весь эффект от роста потребления уйдет на увеличение импорта, а не на рост покупок товаров, произведенных в РФ.

Модернизации нет без инвестиций, но инвестиционное развитие невозможно только на внешних ресурсах. Тем более что в развитых странах банковская система и финансовые рынки в ближайшие годы будут сокращаться, да и не так много российских компаний могут рассчитывать на внешнее финансирование. Банки и внутренние финансовые рынки должны стать источником предложения инвестиционных денег.

Возможен ли рост без развитого рынка ценных бумаг? Нет, поскольку это источник капитала для клиентов, возможность для роста доходов частных лиц, которые инвестируют на фондовом рынке, возможность для банков размещать и привлекать ликвидность и повышать свою доходность за счет активной торговли в условиях снижения маржи.

Поэтому мы стоим перед выбором: либо быстро расти, принимая высокие риски, либо расти медленно с умеренными рисками.

Путь быстрого роста чреват кризисами и ростом проблем в банковском секторе. Зато, активно рискуя (развивая рынок ценных бумаг, стимулируя проектное финансирование как базу для инвестиций, стимулируя потребление за счет роста потребительского кредитования), банки будут подталкивать экономический рост и качественные изменения в экономике.

Медленное развитие хорошо тем, что делает банковскую систему более стабильной, но ограничивает развитие рынков ценных бумаг, инвестиций, потребления.

Но, похоже, выбор финансовых властей – стабильность и сдвиг банковской системы в поле низких темпов роста. Рынок воспринимает меры по повышению достаточности капитала как призыв умерить аппетиты и расти более медленно и осторожно.

Между тем эти меры приведут к сокращению небольших и средних банков, остановке развития рынка ценных бумаг и доминированию госбанков, но не гарантируют полного отсутствия проблем. Достаточно вспомнить истории с Банком Москвы или Межпромбанком, которые показывали высокую достаточность капитала во всех видах отчетности. Или многочисленные истории крупных европейских банков, когда их капиталы мгновенно сжимались на фоне озарения по поводу единовременной переоценки портфелей производных инструментов, качество которых много лет вполне устраивало и сам банк, и аудиторов, и регулятора.

Регуляторы развитых стран, поднимая требования к достаточности капитала, сознательно преследуют цель сжатия банковского сектора. При этом активно идет дискуссия о том, где заканчивается необходимый делеверидж, поскольку кризис суверенных долгов нельзя преодолеть без экономического роста, даже если запустить инфляционный механизм.

Но для России делеверидж неактуален. Стоит ли нам дуть на воду и выплескивать с водой повышения требований к капиталу банков ребенка модернизации? Мне кажется, принятых мер по повышению достаточности капитала более чем достаточно. Развитие банковской экспертизы и утверждение систем управления рисками в ЦБ могли бы повысить самостоятельность банков в оценке рисков и позволить им более эффективно использовать капитал. Уже всем понятно, что рейтинги международных агентств не могут быть ключевым критерием при определении надежности заемщиков и ценных бумаг. Банкам необходимо развивать системы внутренних рейтингов, которые можно было бы использовать при оценке рисков активов, в том числе для расчета капитала. Очевидно, что рост доверия потребует и усиления индивидуального надзора, в том числе дифференцированный подход к ограничению сделок с аффилированными лицами.

Одновременно надо развивать систему рефинансирования, которая не позволит превратить микробанковские риски в системные. Крайне необходимо развивать рынок госбумаг, в том числе выпускать бумаги длинной дюрации, с плавающими ставками. Необходимо повышать финансовую грамотность населения и стимулировать длинные вклады. Надо активно стимулировать развитие негосударственной пенсионной системы и расширить инвестиционные декларации для пенсионных накоплений (ведь НПФ – это важнейшие инвесторы на фондовом рынке, которые смогут обеспечить длинные деньги в экономике).

На самом деле нам всем нужно привыкать к тому, что маржа снижается, что сверхприбыли можно зарабатывать только в условиях высоких рисков, а для того чтобы зарабатывать просто хорошую прибыль, нужно рисковать. Регулятору нужно научиться отличать риски, связанные с развитием, от рисков злоупотреблений. Нам всем нужно найти правильный баланс. И этот баланс не будет похожим на баланс, как если бы мы искали его в начале 2000-х, мир слишком сильно изменился и меняется на наших глазах. Мы за то, чтобы грамотно и трудно рисковать, просто для того, чтобы избежать риска вечной отсталости.