Спектакль «Пикник на Голгофе» в Париже: французские христиане выходят на демонстрации против богохульств театрального арт-хауса

Французские католики вступились за Иисуса Христа – они бойкотируют спектакли Ромео Кастеллуччи и Родриго Гарсии
D.-Ruano

Когда в парижском театре de La Ville проходили гастроли спектакля Кастеллуччи «О концепции Лика Сына Божьего», у театра каждый день собирались на молитву католики-интегристы. Они даже норовили сорвать спектакль: дошло до того, что зрителей в зале пытались облить машинным маслом. Подобные акции прошли в Тулузе, где играли «Пикник на Голгофе» Гарсии. Спектакли стали темой выступлений философов, политических деятелей и духовенства. Ромео Кастеллуччи опубликовал открытое письмо к манифестантам, в котором объяснял, что его спектакль, размышление на тему таинства смерти, глубоко христианский по духу. В самом деле работу Кастеллуччи можно обвинить в излишних физиологических подробностях, непомерной растянутости, но никак не в богохульстве. Архиепископ Парижский Андре Вен-Труа тоже поддержал режиссера, заявив, что выступления интегристов не представляют точку зрения католической церкви. Но он же выразил свое недоумение по поводу опуса Гарсии – «беззастенчивой карикатуры» на Христа.

И тут, скажем честно, было от чего прийти в ужас. Темой для размышлений в «Пикнике на Голгофе» Гарсия избрал Христа, но обошелся с ним в своей обычной манере, сочетающей отвязный вызов и лирическую интонацию. Священное писание интерпретируется как скопище зла, серийные сцены распятия сделаны в стиле трэш, христианская иконография аттестована как «визуальный террор», Иисус – как «чертов демон, прикидывающийся агнцем».

К премьере спектакля в Париже, совпавшей с праздником Непорочного зачатия Девы Марии, обе стороны пришли, изрядно подготовившись. Директор Театра Рон-Пуан получил письма с угрозами. Вокруг театра ночью дежурила охрана с собаками. Вечером здание театра было оцеплено, внушительный полицейский кордон стоял вдоль прилегающей авеню Монтень, проверяли не только билеты, но и документы, как в Елисейский дворец (зрителей специально попросили прийти за час). Перед началом спектакля прошла манифестация в поддержку свободы творчества, организованная десятком общественных организаций, в том числе Лигой прав человека и актерским профсоюзом с участием политиков-социалистов. Рядом – молчаливая и мирная демонстрация обыкновенных верующих (захотевших отмежеваться от ультраправых интегристов): они пришли с белыми цветами и развернули лозунг «Культура и вера: почему бы нам не уважать друг друга?». Потом манифестанты присоединились к богослужению, начавшемуся в соборе Парижской Богоматери, где собралось более шести тысяч верующих: как бы в противовес тому, что происходило в Театре Рон-Пуан, здесь молились у тернового венца Спасителя, выставляемого лишь в особых случаях. «Мы собрались здесь не в знак протеста, – говорил во время службы архиепископ Парижский, – а чтобы выразить нашу любовь к Христу». По окончании спектакля на площади возле театра собрались как раз католики-интегристы, накал страстей и выступления отнюдь не выглядели пацифистскими. Аббат Роже де Какерэ назвал пьесу сатанинской и совершил обряд экзорцизма. Как пацифисты, так и интегристы намерены и дальше собираться каждый вечер возле театра. Французская критика между тем на редкость дружно поддержала спектакль Гарсии. Давно театр не вызывал таких эмоций.