Банки: Прибыльные «физики»

Первая половина 2011 г. сложилась в пользу розничных заемщиков – конкурируя за клиентов, банки снизили ставки по кредитам до рекордно низких значений. Зато с осени наступило «время вкладчика» – банки наперегонки повышают ставки по розничным депозитам и постепенно закручивают гайки в кредитовании. Куда качнется маятник в следующем году?
Банки будут вынуждены повышать ставки по кредитам и ужесточать условия их выдачи – правила диктуют мировой кризис и проблемы с фондированием/ ИТАР-ТАСС

Причина в том, что частные лица довольно быстро восстановили свою платежеспособность после кризиса, тем более что закредитованы они были гораздо меньше, чем корпоративные клиенты. Риски в рознице оказались ниже. В кризис банки обнаружили, что ситуация, когда перестает платить один крупный клиент с кредитом в несколько миллиардов рублей, гораздо опаснее, чем если «задефолтят» 100 штук мелких розничных ссуд. Их и взыскать, и «упаковать» для продажи коллекторам проще, а вот быстро и без потерь реализовать залог в виде ценных бумаг, товаров или недвижимости, которые остались от корпоративного должника, банку вряд ли удастся. Но главное преимущество розничного банкинга – высокая доходность. Ставки по кредитам физлицам в 4–5, а по некоторым видам и в 10 раз выше, чем по корпоративным ссудам. Такая доходность позволяет банкам не только «отбивать» затраты на содержание сети, рекламу и потери по невозвратным ссудам, но и получать приличную прибыль. Показательно, что быстрее всего после кризиса восстановились розничные кредитные организации: ХКФ-банк, «Русский стандарт», «Ренессанс кредит». Именно за счет розничного бизнеса в этом году удерживают свою прибыльность и универсальные банки.

Кризис кардинально изменил отношение российских банков к розничным клиентам. Даже те, кто раньше в рознице ограничивался кредитованием исключительно «зарплатников» в рамках корпоративных программ, в 2011 г. включились в борьбу за «уличных клиентов».

За девять месяцев 2011 г. объемы розничного кредитования выросли на 24% до 5065 млрд руб., отмечает старший партнер McKinsey & Company Ирина Швакман. Для сравнения: за аналогичный период 2010 г. рост составил всего 8,3%. При этом качество портфеля улучшается – сейчас доля проблемных кредитов составляет 5,9 против 7,5% год назад, указывает Швакман.

Под давлением госбанков

В результате обострившейся конкуренции на рынке ставки по розничным кредитам в 2011 г. достигли рекордно низких значений. Наиболее показательно снижение стоимости ипотечных кредитов – на протяжении всего года ставки по ипотеке почти каждый месяц обновляли исторические минимумы. Согласно статистике ЦБ, в октябре банки выдавали кредиты на жилье по ставке 11,7% годовых (до кризиса – не ниже 14,5%). «Такой уровень ставок оставляет банкам минимальную маржу», – сожалеет член правления Юникредитбанка Эдуард Иссопов. Сильное ценовое давление на рынок оказывают госбанки, имеющие доступ к дешевым ресурсам, что позволяет им снижать стоимость кредитов, при этом не сильно наращивая риски. К примеру, ипотечная программа Сбербанка «8–8–8» тут же была названа самой дешевой на рынке и заставила понервничать конкурентов. 8% годовых в рублях на 8 лет со сроком выдачи кредита за 8 дней – действительно лучшее предложение, однако такая ставка предлагается только тем, кто имеет первоначальный взнос не менее 50% от стоимости квартиры. Таким образом «Сбер» привлекает с рынка самых надежных, с наименьшим уровнем риска клиентов. «Частные банки, не имея возможности так сильно снижать ставки, смещаются в более рисковый сегмент клиентов», – признает гендиректор Агентства по ипотечному жилищному кредитованию Александр Семеняка.

Карточный переворот

Доля ипотеки в структуре совокупного розничного портфеля банков снизилась с начала года на 2 п. п. до 28,6%. Снижается также доля автокредитов и экспресс-кредитов в торговых сетях (pos-кредитование). Быстрее всего банки наращивают выдачу кредитов наличными (сейчас их доля – 47,3%) и кредитных карт (7,1%).

«Это наиболее доступные кредитные продукты для граждан и наиболее маржинальные для банков», – объясняет управляющий партнер консалтинговой компании Frank Research Group Юрий Грибанов. Чтобы наращивать выдачу автокредитов и ипотеки, необходимы долгосрочные ресурсы, к тому же с текущим уровнем ставок эти виды кредитов становятся банкам «просто невыгодными», говорит Грибанов. Эффективные ставки кредитов наличными составляют 20–25%, в кредитных картах – 25–30%.

К тому же на рынке кредитных карт после кризиса происходит «смена парадигмы». После кризиса на карточном рынке появились новые игроки, использующие новые маркетинговые стратегии: ТКС-банк, рассылающий карты по клиентским базам своих партнеров, «Связной банк», продвигающий кредитки через сеть одноименных магазинов. Но главное – на рынок кредитных карт вышел Сбербанк. «Сбер» только за счет имеющейся клиентской базы – это свыше 40 млн человек («зарплатников» и вкладчиков) – буквально за год обошел конкурентов. «С начала года портфель кредитных карт Сбербанка вырос вдвое – до 51 млрд руб., – говорит директор управления розничного кредитования Сбербанка Наталья Карасева. – Сейчас выпущено 3,8 млн кредитных карт, таким образом, Сбербанк вышел на первое место по размеру доли на этом рынке».

Смену парадигмы рынка карт стимулируют государственные инициативы. В этом году была подготовлена нормативная база для старта проекта национального масштаба «Универсальная электронная карта» (УЭК). Универсальную карточку до 2014 г. должен получить каждый из 140 млн россиян – карта задумана как единый идентификатор для граждан, хранящий всю информацию о них.Также ее можно будет использовать и как платежное средство.

По мере развития и созревания рынка «карточный бизнес» становится для банков все перспективнее, говорит член совета директоров Ситибанка Михаил Бернер. Кроме того, правительство намерено стимулировать «переход на безнал» – в этом году Минэкономразвития подготовило предложения с целью установить лимит расчетов наличностью между юрлицами и гражданами, а также обязать предприятия торговли и услуг принимать банковские карты. Целью этой инициативы является снижение массы наличных денег, которая составляет 12% ВВП, повышение доли безналичных транзакций и сокращение теневой экономики.

Чтобы не остаться за бортом таких масштабных проектов, банкиры ускоряют развитие карточных технологий и инфраструктуры и меняют психологию клиентов, стимулируя их не просто снимать наличные с карты, а пользоваться безналичными расчетами.

Началось с ипотеки

Восстановление российского рынка розничного кредитования остановила Европа. Падение финансовых рынков на фоне долгового кризиса в еврозоне, проблемы с ликвидностью, резкий рост стоимости заемных ресурсов заставляют банки поменять приоритеты. От заемщиков банки развернулись к вкладчикам. Даже крупнейшие банки подняли ставки по вкладам до 9–10%, а ряд мелких игроков готовы давать более 20% за деньги населения. Чтобы «отбивать» такое фондирование и зарабатывать в условиях возросших кредитных рисков, банки вынуждены будут повышать ставки по кредитам, ужесточать условия выдачи, отказываться от невыгодных продуктов. Первые сигналы этого уже есть, причем, как и в первую волну кризиса, новые обстоятельства начинают проявляться сначала в ипотеке. В ноябре к крупным игрокам ипотечного рынка начали поступать предложения от небольших банков, желающих продать свои портфели ипотечных кредитов.

«Розничный рынок будет развиваться медленнее, чем ожидалось ранее, но мы все же рассчитываем на небольшой рост», – говорит зампред правления «Абсолют банка» Иван Анисимов. Продолжится тенденция к усилению госбанков, а коммерческие банки в этих условиях будут развивать перекрестные продажи и усиливать работу с существующей клиентской базой, признает он.