Выставка "Архитектор власти": в Музее архитектуры показывают эскизы Бориса Иофана

«Архитектор власти» – выставка о Борисе Иофане, талантливо и самоотверженно претворявшем в чертежи и реальность манию величия советских вождей. Автор неосуществленного Дворца Советов и дома-крепости на набережной на фотографиях выглядит приятным человеком
Д.Абрамов

Выставки в Музее архитектуры, посвященные советским классикам, внешне похожи. В запасниках там хранится множество эффектных графических листов и макетов, триумфально представляющих архитектурные идеалы советской власти в самый кровожадный, сталинский период существования империи трудящихся. И все эти листы и макеты созданы рукой больших мастеров.

«Архитектор власти», посвященная 120-летию со дня рождения Бориса Иофана, такая же: фотографии героя, немного его личных, вполне буржуазных вещей, два видео – с лекцией про конкурс на проект Дворца Советов и с рассказом, как замечателен Дом на набережной, – и эффектная проектная графика.

Большинство этих стимулирующих пространственное воображение листов хорошо знакомы – в 90-е г. активно, в том числе и на выставках, осмыслялся ХХ век и главное его зло – тоталитарные режимы. Без проекта прорывающей небеса фигурой Ленина и каскадами ниспадающей на землю глыбы Дворца Советов размышлять о бесчеловечной власти было бы трудно – грандиозное сооружение красноречивее древних пирамид и средневековых соборов указывало отдельному, не сливающемуся с массами человеку на его ничтожность.

На одном из изображений дворца в разрезе внутренние залы видятся не только гигантскими клонами римского Пантеона, но и тектоническими разломами земной коры. Словно здание – не человеческих рук дело.

За фантастической историей конкурса на строительство этой Вавилонской башни, храма самоутверждения самой безбожной из земных властей, который должен был зрительно раздавить Кремль, за обстоятельствами подготовки так и не случившегося его строительства, ради которого разломали исторический центр Москвы, сам Борис Иофан остается мало заметным. Каким он был человеком и архитектором, кажется уже совершенно неважным, что вполне соответствует идеологии, которую Иофан переводил на язык архитектуры.

Он был только одним из авторов проекта Дворца Советов, пусть и первым в авторском списке, пусть и победителем конкурса, но главным создателем сооружения, конечно, был заказчик – власть. В сущности, она была полноправным соавтором всех главных произведений Иофана: дома ВЦИК и СНК СССР (дома-крепости, дома-ловушки) на Берсеневской набережной, павильона СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г., увенчанного скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница».

Кроме этих чрезвычайно важных идеологических объектов, советско-имперских архитектурных символов, Иофан проектировал жилые комплексы в Москве, санаторий в Барвихе, институты и университет (его проект не был принят). В мирных работах его личный архитектурный почерк также лишь угадывается – где-то проглядывает конструктивизм, где-то историзм (в ранних, римского периода, проектах), кое-где ар деко по-европейски и по-американски (сравнение сталинских и нью-йоркских высоток – одна из тем выставки), – но торжествует все же сталинская эстетика, сочиненная усилиями группы талантливейших и высокопрофессиональных русских архитекторов, воплотивших в жизнь больное воображение и мегаломанию верхушки советской власти.

Одессит Борис Иофан получил архитектурное образование в Риме, где прожил 10 лет и успел поработать в мастерской своего учителя Армандо Бронзини (Ленин на вершине Дворца Советов – плод его фантазии). В Вечном городе он встретился с советским государственным деятелем Алексеем Рыковым, ставшим его покровителем. Итальянская выучка, безусловное и незаурядное профессиональное мастерство плюс гениальное умение угадывать и понимать, чего же хочет властный заказчик, а он хотел строить свой вечный город – новый, советский Рим, – все эти качества выдвинули Иофана в первый, ближайший к власти и большим заказам круг архитекторов. Заслуженная близость к сильным советского мира обессмертила его имя.

И пусть Дворец Советов не был построен, старый Московский метрополитен (Иофан – автор станции «Бауманская») кажется только подземным фундаментом для непостроенного Дворца Советов. О том, что строить его собирались, красноречивее проектов и макетов говорят дверные ручки и роскошные декоративные ткани, загодя сделанные в мастерских специального управления.