«Ташир» возвращается в Москву


Девелоперский холдинг «Ташир» Самвела Карапетяна вместо строительства торговых центров в небольших региональных городах станет активнее инвестировать в московские проекты.

«Ташир» вложил в этом году более $1 млрд в покупку семи девелоперских проектов, шесть из которых располагаются в Москве, рассказал вице-президент «Ташира» Виталий Ефимкин. В том числе, по его словам, в декабре компания купила проект торгово-развлекательного центра (ТРЦ) у станции метро «Юго-Западная» (подробнее – см. врез). Проект общей площадью 100 000 кв. м обошелся холдингу в $150 млн.

Ранее холдинг приобрел у группы ОПИН строящийся ТРЦ на пересечении Сущевского Вала и Шереметьевской улицы общей площадью 75 000 кв. м. Он обошелся «Таширу», по словам Ефимкина, в $220 млн. Еще пять проектов находится на стадии оформления, их названий «Ташир» не раскрывает. С их учетом общий объем портфеля жилой и коммерческой недвижимости холдинга вырастет еще на 600 000 кв. м и превысит 4,35 млн кв. м.

Фокус в развитии «Ташир» теперь собирается сделать на московских проектах, говорит его представитель Ирина Каграманова. Последние годы девелоперский холдинг активно инвестировал в строительство торгцентров в городах с населением до 500 000 человек. Сейчас у Ташира 11 действующих ТРЦ в регионах, и в следующем году будет открыто еще семь торговых центров, строительство которых было начато ранее. Но в Москве, где у «Ташира» уже есть три ТРЦ – «Рио», «Ереван плаза» и «Евро-парк», «показатели доходности, трафика совсем другие – выше, чем в регионах», объясняет Каграманова смену приоритетов.

Региональные торговые центры показывают более высокие темпы роста продаж, но основной доход приходится на московские магазины, говорил недавно гендиректор российского подразделения IKEA (компания управляет 11 торговыми центрами «Мега» в регионах) Пер Вендшлаг. Три московских магазина IKEA, по его словам, входят в десятку крупнейших по обороту магазинов IKEA во всем мире, а «IKEA Теплый Стан» возглавляет этот список.

«В Москве осталось очень мало площадок для строительства новых торговых центров, их можно пересчитать по пальцам. При этом в столице самые высокие ставки аренды и самый большой спрос со стороны арендаторов. Сейчас идет гонка крупнейших девелоперов в борьбе за эти площадки, ведь кто успеет купить и построить больше объектов, в перспективе окажется в выигрыше», – объясняет логику управляющий директор Praedium Oncor International Михаил Гец.