Вектор


Временная щедрость

В условиях, когда внешние рынки закрыты, а ситуация с ликвидностью остается неопределенной, российские банки делают ставку на привлечение денег от населения, повышая ставки по вкладам. С октября крупные банки делали это минимум дважды, а некоторые – по 3–4 раза. В этот раз банки поступают осмотрительнее и часто самые выгодные ставки дают на короткий срок – свежи воспоминания о дорогих вкладах, открытых во время депозитного бума 2009 г.: ставки снизились, а люди продолжали пополнять вклады, по которым банк обязался годами начислять высокие проценты. Шею банкиры теперь берегут: тогда самыми популярными были вклады на 2–3 года, а теперь – на 3–6 месяцев. Короче стал и срок действия сезонных акций. Некоторые ограничивают новогодние предложения серединой января, хотя раньше акции длились до февраля-марта. Причина может быть в ставках: многие прочно закрепились на отметке 12%, и ограниченный срок, скомканный еще и новогодними каникулами, – способ избежать недовольства регулятора, который призывал банкиров ограничиться 10,5%.

Лидер на год

Лидерство Volkswagen по продажам автомобилей в мире по итогам этого года становится реальностью. За 11 месяцев автоконцерн продал 7,51 млн машин, и при таких темпах компания легко перешагнет восьмимиллионную отметку. А вот Toyota, с 2008 г. занимающая первую строчку, в этом году продаст лишь 7,9 млн автомобилей, сообщила она вчера. Вообще-то предправления Volkswagen Мартин Винтеркорн надеялся достичь такого результата к 2018 г., но из-за землетрясения и цунами в Японии в марте этого года сборочные и автокомпонентные предприятия Toyota в течение нескольких месяцев работали при неполной загрузке, а осеннее наводнение в Таиланде вызвало сбои в поставках производимых в этой стране комплектующих. Но уже в следующем году Volkswagen, скорее всего, придется отступить: к концу этого года Toyota полностью восстановилась и намерена продать в 2012 г. 8,48 млн автомобилей, а к 2013 г. увеличить продажи уже до 8,98 млн и, соответственно, вернуть себе лидерство. Если, конечно, не случится еще каких-нибудь форс-мажоров.

Замедленная реакция

Спад потребительской активности, о котором говорят российские розничные сети, не превратится в снижение оборота розничной торговли в следующем году, говорится в обзоре главного экономиста по России и СНГ «Ренессанс капитала» Ивана Чакарова. Тревоги европейских потребителей из-за неопределенности развития экономической ситуации российских потребителей обходят стороной. Кризис конца 2008 – начала 2009 г. показал, что российский потребитель отвечает на проблемы в экономике замедлением трат как минимум через два квартала после «шока». Пик спада наступает примерно через год после начала кризиса. Рост социальных расходов на 9,2% в первом полугодии 2012 г. и умеренная инфляция (около 6%) поддержат уверенность российского потребителя в завтрашнем дне, так что реальный уровень потребления продолжит расти, прогнозирует экономист «Ренессанса». Крупнейший по выручке российский ритейлер – Х5 Retail Group – в этом году объявил, что покупатель начинает экономить из-за «стремительно ухудшающихся макроэкономических условий». Получается, тревога была ложной