Импорт отступает

Набирающий после кризиса обороты отечественный автопром нуждается в запчастях. Пока почти треть автокомпонентов – импорт, увеличить локализацию помогут новые производства, в том числе в Поволжье

Проблема качественных автозапчастей особенно актуальна для сборщиков иномарок в России. «Локализация производства автокомпонентов идет медленно», – констатирует эксперт БКС Николай Солабуто. По его оценке, на импорт автокомпонентов приходится до 30% объема отечественного рынка автозапчастей. «Автокомпоненты российского производства не выдерживают конкуренции с иностранными аналогами по качеству», – говорит аналитик Ernst & Young в России Иван Бончев. Однако, по его мнению, в Поволжье «есть все необходимые ресурсы и производственные площадки для создания автокомпонентных производств». Отечественные производители автокомпонентов в этом году тоже модернизировали производство.

Свое дешевле. 10-20%

составляет в автопроме удешевление продукции за счет локализации производства в автопроме в сравнении с импортируемыми аналогами, по оценке аналитика БКС Николая Солабуто.

В Самарской области, по данным областного минпрома, работает более 300 компаний – производителей автокомпонентов, 51 из них – средние и крупные. Основные потребители – «АвтоВАЗ» и «Джи эм АвтоВАЗ».

До конца года «АвтоВАЗ» планирует выпустить около 700 000 автомобилей и машинокомплектов, «Джи эм АвтоВАЗ» – 58 000. С увеличением объемов производства в автопроме росла отгрузка и у производителей автокомпонентов. За 10 месяцев суммарный объем отгрузки увеличился на 34,5% от уровня 2010 г. до 48,6 млрд руб. Показатель вплотную приблизился к докризисному – отставание не превышает 7%.

«АвтоВАЗ» начал формировать новую панель поставщиков еще в 2010 г. Сейчас уже определены основные поставщики для Lada Granta (на платформе Kalina) и автомобилей R90 и F90 (на платформе Renault – Nissan B0). У «АвтоВАЗа» более 1000 поставщиков, поставщиков для автомобилей Lada – около 270. К 2014 г. автозавод собирается довести количество стратегических поставщиков для не более 40 модулей и систем до 70, говорится в ответе пресс-центра автоконцерна «Ведомостям».

От проблемных поставщиков автозавод избавляется. Систему стеклоочистки будет поставлять французская Valeo, замки – немецкая Kiekert и Valeo, термостаты – немецкая Behr, стеклоподъемники – немецкая Brose, радиаторы и отопители – американская Visteon (в 2010 г. открыла производство в Калуге). Но замена российских поставщиков на иностранных – не самоцель, отмечают на «АвтоВАЗе». Приоритет – качество по разумной цене. Количество претензий по качеству автомобилей семейства Lada за последние полтора года снизилось на 30%, Lada Kalina – на 35%.

Один из крупнейших партнеров «АвтоВАЗа» – сызранский «Пластик» (обивки крыш, дверей, сидений; бамперы; панели приборов; рули и т. д.) остался в обойме поставщиков. До кризиса компания отправляла на «АвтоВАЗ» до 70% продукции, сейчас – 62%. «Пластик» также снабжает компонентами «Джи эм АвтоВАЗ», УАЗ и Объединенную автомобильную группу.

Остался с «АвтоВАЗом» один из крупнейших в России производителей стартерных аккумуляторных батарей – «Аком» (Жигулевск, Самарская обл., 60% первичного рынка аккумуляторных батарей, по оценкам компании). Также завод – единственный поставщик аккумуляторов для «Джи эм АвтоВАЗа», «Ижавто», ПАЗа, ГАЗа, УАЗа, Sollers Elabuga (для Fiat), Ford (Всеволожск) и др. В этом году, сообщил «Ведомостям» представитель «Акома» Никита Лисин, объемы производства выросли на 38,5% (в 2010 г. – на 45%).

В 2011 г. «Аком» ввел новую сборочную линию для аккумуляторных батарей с двойным контролем и модернизировал несколько технологических процессов (инвестиции компания не раскрыла). «Пластик» запустил новый проект со словенской компанией TPV (СП «ТПВ рус») по производству сидений для «Лада-Гранта». С этим проектом «Пластик» в составе СП стал первым резидентом тольяттинской ОЭЗ. По словам гендиректора «Пластика» Максима Симонова, предприятие «численно вернулось» на докризисный уровень уже в мае. Сейчас на заводе работает 4747 человек (в конце 2010 г. – 4606). Зарплату на 50,6% на заводе поднимали еще в 2010 г., когда выросли объемы производства. Средняя зарплата на начало года – 10 507 руб. «Основная наша проблема сегодня – низкая заработная плата, которую я, как руководитель, очень бы хотел увеличить как минимум в полтора раза», – посетовал Симонов. В 2010 г. налоговые отчисления предприятия из-за роста производства выросли на 57% от уровня 2009 г. (более 330 млн руб. при выручке в 5,3 млрд руб.). По планам на 2011 г. выручка должна вырасти на 28% до 6,8 млрд руб.

«Аком» тоже увеличил численность работников с 440 в 2010 г. до 504 в этом году, говорит Лисин. Зарплата на предприятии также росла – с 21 168 руб. в 2010 г. до 22 670 руб. сейчас.

В Нижегородской области, по данным областного минпрома, сейчас работают около 200 производителей автокомпонентов.

«Российские производства иномарок – несомненно, наш клиент. Этот потребитель очень требователен к продукту и выводит качество наших компонентов, поставляемых всем отечественным автопроизводителям, на новый уровень», – отмечает директор дивизиона «Автокомпоненты» группы ГАЗ Кирилл Эпштейн. По его словам, компания работает с потребителями не только из автопрома – например, важной статьей дохода стали поставки железнодорожникам. Благодаря новым клиентам увеличивается прибыльность бизнеса и можно инвестировать в обновление оборудования, говорит Эпштейн. Некоторые направления, продолжает он, развиваются за счет привлечения мировых технологий – компании сотрудничают с глобальными производителями автокомпонентов. За 10 месяцев выручка дивизиона составила 17,94 млрд руб., что почти на 40% выше показателей января – октября 2010 г., ответила «Ведомостям» пресс-служба ГАЗа.

Новое СП немецкой Bosal и ГАЗа по производству систем выпуска отработанных газов (СВОГ – выхлопная труба, глушитель, нейтрализатор) в 2012 г. будет производить продукцию стандарта «Евро-4» как для ГАЗа, так и для внешних заказчиков. Пока годовая мощность СП составит 350 000 комплектов. Продукцию СП планируется использовать при производстве модернизированной «Газель-бизнес» и при контрактной сборке авто иностранных брендов. Стоимость проекта – около 200 млн руб.

Предприятие ГАЗа и Bulten, одной из компаний международной промышленной группы FinnvedenBulten, станет первой производственной площадкой FinnvedenBulten в России. Меморандум о взаимопонимании, подписанный сторонами, предусматривает возможность создания на площадке ГАЗа производства деталей крепежа. Старт производства с годовой мощностью 10 000 т в год запланирован на 2012 г.

Три проекта СП реализуются при поддержке властей. В мае Нижегородская область подписала протокол о возможном размещении производства металлических компонентов и конструкций для автопрома с испанской Gestamp (ее клиенты – Volkswagen, GM, Renault-Nissan, Peugeot-Citroen, BMW, Daimler, Ford), в октябре – соглашение о совместной деятельности с УК «Автокомпонент» и Zanini (выпускает колпаки на семи заводах в Европе, США, Мексике и Бразилии).

Zanini (предоставляет технологии) получит 51% в СП, «Автокомпонент» (площадка и оборудование) – 49%, рассказал сотрудник пресс-службы правительства области. Производство начнется в 2012 г. с 300 000 колпаков в год, в перспективе мощность вырастет до 1,5 млн штук в год, говорит он. На первом этапе, продолжает он, стороны инвестируют около 2 млн евро в покупку и монтаж оборудования.

«Автокомпонент» в этом году продаст автокомплектующих (зеркал заднего вида, панелей приборов, отопительных систем, климат-контроля, рулевых колес) на 3,6 млрд руб. без НДС (в 2010 г. – 2,8 млрд руб.), а в 2012 г. рассчитывает на рост производства на 25–30%, рассказала представитель компании Татьяна Павлова. К 2020 г. «Автокомпонент» собирается почти в восемь раз увеличить продажи, построив второй завод за 1,32 млрд руб. «В будущем это предприятие станет стержнем автокомпонентного кластера в связи с принятым решением о запуске проектов Volkswagen Group и GM на Горьковском автозаводе», – говорил ранее замгубернатора Дмитрий Сватковский. Он обещал, что на новом заводе будет трудоустроено около 3000 человек.

Немецкая Leoni (в Нижегородской области ее представляет ООО «Лик авто») инвестирует 1 млрд руб. в увеличение мощности производства кабелей и электропроводки для автомобилей в Городецком районе, сообщил сотрудник пресс-службы обладминистрации. Благодаря этому в области будет создано более 1000 новых рабочих мест, добавил он.

«Создание одного среднестатистического автокомпонентного производства дает области от 100 до 500 новых рабочих мест. Общие налоговые поступления в областной бюджет могут исчисляться десятками миллиардов рублей в год», – говорит аналитик БКС Богдан Зыков.

В Татарстане история автокомпонентных производств только начинается. 1 октября на территории ОЭЗ «Алабуга» стартовало СП Ford и «Соллерса» по производству легковых и коммерческих автомобилей, а также внедорожников мощностью до 350 000 автомобилей в год. Президент РТ Рустам Минниханов говорил, что производство автокомпонентов станет одним из ключевых направлений в «Алабуге». Но пока здесь заявлен только один проект, ориентированный на Ford-Sollers: в августе замминистра экономразвития РФ Олег Савельев и гендиректор компании «Тракья гласс рус» Мехмет Али Тирйаки подписали соглашение о строительстве завода автомобильного стекла. Проект заявили турецкая компания Trakya Cam и международная группа компаний Saint Gobain, которые создали для этого ЗАО «Аутомотив гласс альянс рус». Предполагается, что предприятие будет производить 800 000 комплектов (2,2 млн кв. м) лобовых, боковых и задних стекол для легковых и малых коммерческих автомобилей. Мощность может быть увеличена до 1 млн комплектов после первых пяти лет. Проект потребует 1,8 млрд руб. вложений, по данным администрации ОЭЗ.

Российский рынок давно ждет появления нового производителя автостекла, говорит директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская: «До кризиса были предположения, что он возникнет в Калужской области, где располагаются новые автосборочные предприятия, но тогда никто из инвесторов не рискнул». Кроме татарстанских предприятий потребителями СП могут стать «АвтоВАЗ», «Автофрамос», «Соллерс», Ford-Sollers, «GM-АвтоВАЗ», говорит ведущий эксперт УК «Финам-менеджмент» Дмитрий Баранов.

Стать резидентом ОЭЗ «Алабуга» хочет австрийская AVL List (крупнейшая в мире инжиниринговая компания по разработке двигателей и трансмиссий) – с ней идут переговоры, рассказал «Ведомостям» источник в минпромторге РТ.

По прогнозам Солабуто из БКС, объем отечественного рынка автокомпонентов в 2011 г. достигнет $38–40 млрд, т. е. вырастет на 30% по сравнению с 2010 г., а в ближайшие два-три года будет расти не менее чем на 20% в год. Бончев ожидает двукратного роста российского рынка (его оценка сейчас – $30 млрд) за пять лет. Он надеется, что отечественные производители, доля которых на первичном рынке автокомпонентов сейчас не превышает 25%, достигнут паритета с иностранцами.