Новая дорога к небу

Два поволжских аэропорта – в Нижнем Новгороде и Самаре после модернизации войдут в аэропортовый холдинг «Реновы». Компания обещает комфорт и удобства пассажирам и авиаперевозчикам к концу 2014 г.

Международный аэропорт Нижний Новгород (МАНН) искал стратегического инвестора с 2005 г. В 2007 г. 96% акций аэропорта через выкуп допэмиссии в 2,4 млрд руб. собиралось приобрести московское правительство, но в конце 2008 г. бывший мэр столицы Юрий Лужков отказался от этого плана.

Власти Самарской области вплотную занялись поиском инвестора для «Курумоча» в 2009 г. Тогда, как сообщает ОАО «Корпорация развития Самарской области», вместе с Netherlands Airport Consultants был проведен технический и операционный аудит аэропорта и составлен прогноз его развития до 2030 г.

Поиск инвестора осложнялся тем, что оба аэропорта обладали статусом стратегических предприятий и были исключены из него указом президента лишь в июне 2010 г. МАНН объявил конкурс на поиск инвестора уже в июле 2010 г., но самарским властям пришлось потратить еще полгода на выкуп 40,16% акций «Курумоча» у частных лиц – Корпорация развития Самарской области стала собственником 96,1887% акций аэропорта, конкурс она объявила только в августе этого года.

«Кольцово-инвест», входящая в группу «Ренова», стала инвестором МАНН 4 февраля 2011 г., а затем 3 декабря победила в конкурсе на развитие «Курумоча».

В модернизацию МАНН «Кольцово-инвест» собирается вложить в 2011–2021 гг. 2,7 млрд руб. За это после допэмиссии акций компания получила 73,621% акций аэропорта, у правительства Нижегородской области осталось 25,001% акций. В «Курумоче» компания по условиям конкурса получит 71,1773% акций после подписания окончательного соглашения в январе 2012 г. Оставшиеся 25,0114% «Кольцово-инвест» получит после выполнения инвестпрограммы. Всего в «Курумоч» инвестор обязан вложить более 12,3 млрд руб. в ценах 2011 г., из них 4,311 млрд руб. – до конца 2014 г.

К 2015 г. «Кольцово-инвест» обязуется построить в «Курумоче» новый пассажирский терминал площадью 35 000 кв. м плановой пропускной способностью более 3,5 млн пассажиров в год (не менее 2000 в час). Сейчас площадь комплекса – 12 380 кв. м, фактическая пиковая нагрузка – 850 пассажиров в час при проектно-допустимых 450. По мере увеличения пассажиропотока «Кольцово-инвест» собирается расширить терминал в Самаре до 60 000 кв. м.

В Нижнем Новгороде к 2014 г. инвестор планирует открыть первую очередь пассажирского терминала площадью 15 000 кв. м и пропускной способностью 650 пассажиров в час. Его стоимость превышает 1 млрд руб. На втором этапе в 2014–2016 гг. площадь терминала будет увеличена на 5000 кв. м до пропускной способности 800 пассажиров в час. На третьем этапе модернизации к 2021 г. площадь аэровокзала расширится до 24 000 кв. м, а пропускная способность вырастет до 960 пассажиров в час.

Кроме пассажирского терминала в Самаре инвестор планирует одновременно возвести новый грузовой терминал, модернизировать инженерные системы и коммуникации аэропорта, построить внутренние дороги и парковки, а также реконструировать административные здания, базы наземного и технического обслуживания. На втором этапе «Кольцово-инвест» должна построить гостиницу на 150 номеров с конференц-комплексом и многоуровневую парковку на 900 машино-мест.

«Кольцово-инвест» управляет МАНН уже 11 месяцев. За это время аэропорт обслужил 420 141 пассажира, что на 18,1% больше, чем за такой же период прошлого года, сообщает пресс-служба аэропорта «Кольцово». Пассажиропоток на международных рейсах увеличился на 12,6% до 221 543 человек, на внутрироссийских – на 24,9% до 198 598 человек. Грузов и почты обработано 948 т (рост на 14,9%).

«Значительная динамика на фоне стагнации в первом полугодии 2011 г. была достигнута за счет реализации программы мотивации авиаперевозчиков», – цитирует пресс-служба гендиректора МАНН Александра Синельникова. Программа мотивации, пояснили в пресс-службе «Кольцово», предусматривает значительные скидки за открытие новых рейсов, введение дополнительных частот на маршруте и трансферные рейсы.

Также авиаперевозчикам на регулярных рейсах предоставляются скидки на аэропортовые сборы за взлет-посадку, использование аэровокзала, трапа, коммерческое обслуживание пассажиров.

В этом году МАНН планирует обслужить 465 000 пассажиров, что почти на 100 000 больше, чем в 2010 г., сообщила пресс-служба нижегородского аэропорта.

В октябре инвестор реконструировал действующий пассажирский терминал в МАНН. «В результате модернизации второй этаж аэровокзала, используемый как общая зона ожидания, перепрофилирован под стерильную зону внутрироссийских вылетов, а его пропускная способность увеличена в два раза. В новой зоне установлена система вентиляции и кондиционирования, расширена зона регистрации пассажиров», – сообщила пресс-служба МАНН.

«Результат [работы по обслуживанию пассажиров] 2010 г. был достигнут в этом году уже в начале октября, – заявил в конце ноября гендиректор аэропорта «Кольцово» Евгений Чудновский. – После доставшегося нам «в наследство» 15%-ного падения пассажиропотока мы отмечаем его рост».

Появление нового инвестора в МАНН привело к росту потока на 60%, потенциал «Курумоча» еще выше, считает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев. Победа в Самаре дает «Ренове» шанс построить крупный аэропортовый холдинг, добавляет он. «Курумоч» занимает девятое место в России по пассажиропотоку, за 10 месяцев он обслужил 1,48 млн человек.