Готовь шопинг летом

Проект Сбербанка и BNP Paribas по потребкредитованию в розничных сетях приобретает конкретные очертания. Доли партнеров составят 70 на 30%, но у французов будет право вето. Кредиты начнут выдавать следующим летом

Сбербанк и Cetelem, подразделение потребительского кредитования группы BNP Paribas, заключили обязывающее соглашение о создании совместного банка на российском рынке экспресс-кредитов в торговых сетях (pos-кредитования), говорится в совместном сообщении банков. Доля Сбербанка составит 70%, доля BNP Paribas Personal Finance France, входящей в группу и владеющей брендом Cetelem, – 30%. Сделка завершится летом 2012 г., тогда же совместный банк начнет операционную деятельность. Стоимость сделки стороны не раскрывают. Вырасти с нуля до лидера рынка pos-кредитования стоит порядка $200 млн, говорит вице-президент «Ренессанс кредита» Николай Тепляков. Управляющий менеджмент банка будет контролироваться Сбербанком, но у Cetelem будет право вето на принятие стратегических решений и два кресла из шести в совете директоров, знает руководитель парижского офиса Raiffeisen Bank Int Гаральд Стоффанеллер. Проектом в Сбербанке занимался советник президента Андрей Лыков, до того работавший предправления ХКФ-банка. Состав руководства СП, создаваемого на базе российского «БНП париба восток», не раскрывается.

В июне Сбербанк и Cetelem заключили меморандум о намерении создать совместный банк. Вице-президент Сбербанка Денис Бугров рассчитывал, что банк начнет работать раньше – в начале 2012 г. Сейчас Cetelem занимает около 4% (23,6 млрд руб.) рынка против 28% у лидера – банка «Хоум кредит», следует из данных Frank Research Group.

За 2–3 года банк должен стать лидером рынка pos-кредитования с долей в 25–30%, говорил Бугров. Ставки по кредитам будут конкурентоспособными, уверяет представитель BNP Paribas Дмитрий Борщевский, но называть их уровень пока рано. Если Сбербанк войдет на рынок за счет демпинга, доля Cetelem может вырасти, но в pos-кредитовании ставка не единственный фактор, это не ипотека, где очень высока эластичность, считает зампред правления банка «Ренессанс кредит» Олег Скворцов. Главное – быстро выдавать понятные продукты и так же быстро уметь договариваться с партнерами, важно быть динамичными и гибкими, говорит он. Банку будет проще договариваться с сетями за счет авторитета и мощности, уверен независимый директор ВТБ Павел Теплухин. Других явных преимуществ у банка нет, солидарны банкиры. Лидеры рынка создавали свой бизнес в течение 5–6 лет, за 2–3 года эта задача не решается, замечает Теплухин и удивляется, что «Сбер» пришел в сегмент действительно массового продукта так поздно. Обеспечить быстрый рост могут только крупные сети, на рынке их четыре, но там представлены другие банки, Сбербанку придется договариваться, заключает Тепляков.