Фестиваль камерной музыки «Возвращение»: На пятнадцатом году существования — по-филармонически

Фестиваль «Возвращение» вырос в статусе – теперь он мероприятие Московской филармонии. Но все так же не обходится без Гундяя, Штрудзебляйхера и червяка Пуу
Д.Абрамов

Кто это такие, никто не знает, но уже пятнадцатый год благодарности им или им подобным украшают последнюю страницу обстоятельно составленного фестивального буклета. Прошло пятнадцать лет с тех пор, как Роман Минц, Дмитрий Булгаков и их однокашники по школе-десятилетке имени Гнесиных основали свое славное дело, а здоровый дух подростковой придури все так же благотворно овевает высокие штудии заметно повзрослевшей компании.

Традиционный январский фестиваль камерной музыки с участием лучших музыкантов молодого поколения, всегда собирающий аншлаги, государство доселе поддерживать ленилось, однако на пятнадцатый год отрадный сдвиг все же случился: благодаря филармонии фестиваль переехал из Рахманиновского зала консерватории в более вместительный Малый зал. Все прочее осталось как было, и главное – принципы.

С первого фестиваля заведено: каждая программа имеет заявленную литературную тему, к которой подверстывается все содержание концерта. В этом году темы такие: «Песни о родинах» – патриотизм в творчестве композиторов разных стран, от России до США, «Чайковский» – только это вовсе не произведения Чайковского, а их отражения в музыке других композиторов или музыка, повлиявшая на его творчество, Salon – музыка, написанная для домашнего или салонного исполнения. Под эту тему вообще-то подойдет что угодно, ведь почти вся камерная музыка классического времени создана для исполнения в званом кругу – будь то аристократов, бюргеров или богемы. На объединение программы сработал скорее другой фестивальный принцип: старые плюс новые. Вместе с постоянными участниками фестиваля на сцену вышли фестивальные дебютанты – пианистка Мария Эшпай, сопрано София Фомина, скрипачки Кристина Торощина и Алина Ибрагимова. Биография последней идеально иллюстрирует саму идею фестиваля «Возвращение»: училась все в той же Гнесинке-десятилетке, за высшим образованием уехала в Европу, там снискала серьезный успех – журнал Gramophone номинировал ее на премию, а совсем недавно начала выступать и в Москве.

Центральным номером программы стало фортепианное трио опус 70 Бетховена «Призрак», которое сыграла как раз Ибрагимова, а с ней – виолончелистка Кристина Блаумане и пианист Александр Кобрин, тертые «возвращенцы». Исполнение такого внутреннего согласия не назовешь иначе, как идеальным: как будто это трио сыгрывалось годами. Особенно захватила визионерская медленная часть, Largo, в мрачных тонах с колдовскими трелями и диссонансами в басах: как считают историки, за ним маячит неосуществленный Бетховеном замысел оперы «Макбет».

Второй план присутствовал и в других номерах программы. В одних явно – как Фантазия для механического органа Моцарта в Фантазии для двух роялей Бузони (Екатерина Апекишева и Яков Кацнельсон), в других опосредованно – как Колыбельная Чайковского в Баркароле Рахманинова (Михаил Мордвинов) или как стихи Ленау в бессловесных «Песнях тростника» Августа Клугхардта (Дмитрий Булгаков, Юлия Дейнека и Екатерина Апекишева). Откровенно двойственную природу обнаружил и заключительный номер программы – Императорский вальс Иоганна Штрауса, обработанный Арнольдом Шенбергом для камерного ансамбля. Семь музыкантов во главе с Романом Минцем сыграли прекрасно известную музыку короля вальсов, в которой вместо оркестрового полнозвучия явилась сухая линеарная фактура. Так гравюра передает живописную картину, так скелет напоминает о живом теле. Этим праздником, заставившим поежиться, закончился концерт – но фестиваль продолжается.