Альянс оправдал себя

В прошлом году СП «Камаза» с иностранными производителями двигателей и коробок передач в 2–2,5 раза увеличили выпуск продукции – спрос на нее растет

Свежие цифры. 47900

грузовиков сошло с конвейера «Камаза» в прошлом году. В 2010 г. автозавод выпустил 34 000 машин, в этом году планирует продать 48 500 (данные компании).

ООО «ЦФ «Кама»

Акционеры: ZF Friedrichshafen AG (51% уставного капитала), ОАО «Камаз» (49%). Финансовые показатели (2010 г., РСБУ): Выручка – 1,57 млрд руб., чистая прибыль – 89,84 млн руб.

ЗАО «Камминз Кама»

Акционеры – на паритетных началах принадлежит Cummins Inc. и ОАО «Камаз» Финансовые показатели (2010 г., РСБУ): выручка – 1,04 млрд руб., чистый убыток – 39,2 млн руб.

В 2011 г. 21% грузовиков укомплектованы двигателями Cummins, 42% – коробкой передач Zahnrad Fabrik, рассказал директор департамента по связям с общественностью «Камаза» Олег Афанасьев. В 2010 г. двигатель Cummins стоял на 13% грузовиков, а Zahnrad Fabrik – на 28% машин. В прошлом году «ZF-Кама» (СП «Камаза» и немецкой Zahnrad Fabrik) произвела 19 700 коробок передач (в 2010 г. – 9500), «Камминз Кама» (СП «Камаза» и американской Cummins Inc) – 9600 двигателей (в 2010 г. – 3800), уточнил Афанасьев.

«ZF-Кама» и «Камминз Кама» намерены увеличивать мощности за счет растущего спроса на их продукцию: по словам Афанасьева, именно клиенты выбирают, какие двигатель и коробку передач поставить на грузовик – камазовские или производства СП. К 2020 г. мощности «ZF-Кама» вырастут до 98 000 коробок передач в год, компания будет полностью обеспечивать потребности автозавода, обещает он. Мощности «Камминз Кама», продолжает Афанасьев, могут быть увеличены до 45 000. Генеральный директор «Камминз Кама» Дмитрий Якубовский говорит, что в ближайший год мощности СП возрастут минимум на 20%. При этом в феврале 2011 г. «Камаз» подал в Минэкономразвития документы для соглашения о промсборке в альянсе с «АвтоВАЗом», Renault и Nissan – в них говорится, что производство Cummins к 2020 г. на «Камазе» будет свернуто в пользу двигателей Daimler. Вчера представители «Камаза» не стали комментировать противоречие.

Якубовский и Афанасьев не раскрывают стоимость двигателя и коробки передач, а также объемы продаж СП, ссылаясь на коммерческую тайну. В прейскуранте Поволжского регионального автоцентра «Камаз» указаны цены двигателей – от 300 000 до 700 000 руб., коробок передач – от 85 000 до 150 000 руб.

Заместитель гендиректора «Арбакам-автосервис» (дилер «Камаза») Ринат Гайнутдинов говорит, что в 2011 г. спрос на «Камазы» отечественной и иностранной комплектации был примерно одинаковый, а разница в цене незначительная – 45 000–50 000 руб. при цене одного грузовика от 2 млн до 2,8 млн руб. «Я думаю, что иностранные двигатели и коробки передач будут все более популярны из-за качества, однако полностью не вытеснят отечественные, поскольку требуют специализированного сервиса, а покупатели из глубинки предпочтут заниматься ремонтом своими руками», – предполагает дилер.

«У нас нет дифференцированного подхода к комплектациям «Камазов». Но мы доверяем мнению автопроизводителя и покупаем то, что он рекомендует как более качественное, ведь наши машины должны работать в тяжелых климатических условиях», – сказал Владимир Симаков, пресс-секретарь «Лукойла» (крупный корпоративный клиент «Камаза»).

«Не исключено, что с ростом объемов производства СП «Камаза» начнут снижать цены», – предположил исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Якубовский подтвердил, что в ближайший год «Камминз Кама» может снизить цены на 5%.