Вектор


Освобождает территорию

На днях Vimpelcom Ltd. сообщила, что договорилась обсудить с правительством Алжира условия продажи контрольного пакета местного сотового оператора Djezzy – третьего в группе Vimpelcom по размеру выручки (после российского «Вымпелкома» и итальянской Wind Telecomunicazioni). Новость о том, что компания лишается контроля над Djezzy, была ожидаемой – Алжир больше года назад объявил, что намерен национализировать Djezzy, под вопросом была (и до сих пор остается) лишь цена выкупа. Но факт остается фактом: Vimpelcom, с гордостью именующая себя международной телекоммуникационной группой, шаг за шагом сокращает географию присутствия – еще раньше ее дочерний холдинг Orascom продал доли в операторах Туниса и Намибии. Правда, в Алжире она, даже лишившись контроля над Djezzy, продолжит управлять ее бизнесом и сохранит право консолидировать ее финансовые показатели в отчетности. Но главным – финансовыми потоками алжирского оператора – она распоряжаться уже не сможет. На этом фоне несколько неуместной выглядит вчерашняя новость о назначении директором по коммуникациям Vimpelcom Бобби Лича, много лет проработавшего на аналогичной должности в крупнейшем (после China Mobile) сотовом операторе мира Vodafone. Конечно, Vodafone тоже пару лет назад задумался о выходе из некоторых активов – но в основном из тех, в которых у него миноритарные пакеты и нет шансов получить контроль.

Страховка от батьки

«Газпром», как выяснилось, решил застраховаться от переменчивых решений властей Белоруссии. Правительство страны обязано выкупить у российской монополии 100% «Белтрансгаза» за $5 млрд (сумма, которую сам «Газпром» потратил на актив в 2007–2011 гг.) без учета потенциальных убытков, если вдруг введет «золотую акцию», изменит условия пользования землей под главным имуществом «Белтрансгаза» – газопроводами, если решит создать альтернативного импортера газа или альтернативных продавцов сырья на территории Белоруссии. А еще если вдруг произойдет несанкционированный отбор газа в Белоруссии или будут препятствия по транзиту сырья в ЕС. Об этом вчера сообщило агентство «Прайм» со ссылкой на текст соответствующего межправительственного соглашения (подписано в ноябре 2011 г.), подтверждают эту информацию и российские чиновники. Такое обязательство, безусловно, правильное и де-юре должно ограничить Белоруссию. Вот только в истории «Газпрома» немало примеров, когда бывшие соседи по СССР (особенно Белоруссия) добивались изменения юридических обязательств – ссылаясь на кризис, сложную социальную ситуацию и т. д. И до сих пор отношения с постсоветскими республиками регулировались не столько документами, сколько политическими прихотями. Причем не самого «Газпрома», а российских властей.

Прокатили миллиарды

В конце прошлого, 2011 года ВЭБ по поручению премьер-министра Владимира Путина выделил 2,5 млрд руб. проекту «Киносити» – эта компания занимается строительством кинотеатров в небольших региональных городах. Фактически правительство выполнило еще одну просьбу кинокомпаний – субсидировать из бюджета не только производство фильмов, но и их прокат. Доля российского кино в прокате СНГ за последние три года снизилась втрое до 10%. Одна из главных причин того, что российские картины проигрывают конкуренцию американским, – ограниченный масштаб отечественного рынка, проще говоря, отсутствие достаточного числа кинотеатров, настаивают продюсеры. Будь в стране не 2500 современных кинозалов, а 10 000, наши фильмы могли бы собирать в разы больше, а значит, и бюджеты у них могли бы быть выше, уверены они, и тогда наконец отечественные блокбастеры стали бы ничем не хуже голливудских. Ждать, пока частные киносети сами придут в небольшие города, продюсеры не хотят, не всякий бизнес готов рисковать миллиардами рублей и ждать окупаемости по 10 лет. Зато государство готово, ведь чиновники не скрывают: кино для них так и остается «важнейшим из искусств», средством пропаганды и воспитания нации. На такое денег не жалеют.

Хотели как лучше

Российские страховщики, возможно, сами того не желая, оказались в центре скандала. С 1 января техосмотр (ТО) автомобилей привязан к полису ОСАГО, без первого не купить второго. Кроме того, по новым правилам владелец машины, талон техосмотра которой закончил действие за полгода до окончания действия страховки ОСАГО (или позже), не сможет купить новый полис. С такой проблемой столкнулись многие автомобилисты в начале января: полис ОСАГО закончил действие, но новый купить нельзя: для этого нужен новый талон ТО, а получить его негде. Не продают полисы многие лидеры рынка – боятся нарушить закон. Реформа системы ТО обязала профсоюз автостраховщиков, РСА, аккредитовывать операторов техосмотра, но все необходимые для организации процедуры документы появились, как это часто у нас бывает, лишь в декабре. Вчера аккредитацию в РСА получили всего три оператора, имеющих 100 пунктов техосмотра (всего в реестре операторов ТО 1890 компаний с 2375 пунктами). Вот страховщики и не продают полисы тем, кто хочет их купить. Вряд ли компании рассчитывали на такой исход, когда соглашались на участие в реформе техосмотра. Но делать нечего – остается ждать вмешательства чиновников. И надеяться, что они еще чего-нибудь не испортят.