Балет "Озеро" в Монако: всё то же "Лебединое", но с гусями, и перья настоящие

Жан-Кристоф Майо, директор знаменитой труппы Балет «Монте-Карло», решил, что «Лебединое озеро» нуждается в новом либретто. И заказал его гонкуровскому лауреату – писателю Жану Руо
Angela Sterling

Майо поставил лауреату задачу – отбросить традиционное прочтение, превратившее балет Чайковского «в танец чистой абстракции», и вернуться к нарративности сюжета. Руо – без всяких «я не разбираюсь в классическом балете, не люблю сказки и никогда раньше не видел «Лебединое озеро» – взялся за переделку. «Лебединое озеро», в котором из партитуры Чайковского вырезан целый час, свелось к лапидарному «Озеру», хотя, по сути, его стоило бы назвать «Королевой Ночи».

Именно эта роковая красавица и злая волшебница, заменившая Ротбарта, в исполнении блистательной Бернис Коппьетерс и стала главной героиней нового хореографического опуса Майо: она в сопровождении двух спутников-архангелов присутствует в каждом эпизоде балета, ее танец затмевает все, в том числе Белого Лебедя. Королева Ночи – бывшая любовница Короля, ей отдана традиционная для стиля Майо страстность. Очарование подлинной женственности, выраженное широкими движениями всего тела балерины, ее удивительная красота и пластичность притягивают все внимание.

Черный Лебедь, дочь Королевы Ночи, здесь не двойник Одетты, а всего лишь грубая подделка. Перепутать девушек можно только под волшебным гипнозом Королевы. Танец Одиллии почти характерный: она то и дело норовит ущипнуть, пнуть соперницу, а не превзойти ее в совершенстве. Королева Ночи манипулирует дочерью, как и всеми остальными, делая ее заложницей жажды не то реванша, не то мщения. И даже дублирует ее в танце с Принцем.

Эротичным па Королевы Ночи противопоставлены естественные движения Девушки-Лебедя. «Борьба животных эротических инстинктов ночи против чистоты дневного света» – так сформулировал тему «Озера» либреттист.

Вместо пресловутого озера мы видим на сцене нагромождение мрачных каменных утесов, из узкой щели между которыми и появляются лебеди. Вместо грациозного танца маленьких лебедей – явление отталкивающих агрессивных птиц (скорее гусей) с пухом на пачках и лебедиными перьями вместо рук.

Майо сознательно захотел заменить трепещущие изгибы рук балерины, вызывающие ассоциации с лебедиными крыльями, на натуралистическое оперенье птицы. Впервые в истории «Лебединого озера» хореограф поставил мутацию птицы в человека. Обратное превращение лебедя в девушку происходит не в абстрактном танце, но наглядно: Одетта в прямом смысле слова теряет оперенье, мучительно и радостно высвобождая руки. «Человека от животного отличают именно руки», – объясняет Майо.

Адажио второго акта – возвращение к детству. Обворожительная игра влюбленных передана не через виртуозный танец, но через простые движения рук балерины Ани Беренд: прикосновение, объятие, нежность, своего рода ритуал узнавания Принца и возлюбленной из детства.

В финале друзья-охотники приносят мертвое тело Черного Лебедя, разъяренная Королева убивает в свою очередь Одетту. Принц красиво соединяется с возлюбленной в смерти, оставляя на берегу безутешных родителей. Вместо метафизики борьбы света и тьмы вырисовывается несколько упрощенный сюжет, в котором дети расплачиваются за ошибки отцов.