Личный коуч: Кризис идентичности


Кризис идентичности наступает, когда человек сталкивается с утратой целостного представления о своем месте среди других, о личной ценности и смысле социальной общности, к которой он принадлежит. Иначе говоря, человеку становится очевидно, что его желаемые представления о себе, своих целях и возможностях не совпадают с тем, что он чувствует, и с тем, как к нему относятся окружающие. Особенно значим кризис идентичности для руководителей, потому что от их переживаний и самосознания зависят другие люди. Можно сказать, что в основе кризиса идентичности находятся по крайней мере два существенных момента – понимание недостаточности личных возможностей для соответствия своей роли или понимание собственного нежелания в этой роли находиться.

Но реакция на кризис идентичности зависит от того, что для человека важнее – желание соответствовать, например, начальственной роли или желание привнести в свое окружение смысл, который человеку представляется правильным и ценным. В связи с этим можно говорить о двух типах людей, которые отличаются отношением к своему социальному осуществлению, – личностном и ролевом. Для личностно ориентированного человека социальная роль только инструмент, при помощи которого он может осуществить свои представления о благе для себя и для других. А для человека с ролевой ориентацией основным побуждением является желание соответствовать роли, пребывание в каковой ему кажется самоценным.

Личностно ориентированному человеку не свойственно пребывать в роли, которая не обеспечена его возможностями. «Где ты ничего не можешь, ты ничего не должен». Поэтому кризис идентичности для людей такого типа связан главным образом с нежеланием соответствовать выполняемой роли. Потому что роль скорее мешает, чем помогает смысловому осуществлению человека. Кризис идентичности для людей такого типа связан с желанием изменить свою роль.

Люди, в принципе, не слишком склонны к переменам. Но если для перемен есть объективные предпосылки, то изменение представления о свой роли становится возможно и для самого человека, и для его окружения. Иначе говоря, изменить представление о социальной роли, например, генерального директора возможно, если и ведущие специалисты компании, и члены совета директоров способны увидеть в этом перемены к лучшему для всех. Кризис идентичности для личностно ориентированного человека может превратиться в процесс создания новой реальности. В этом случае личностно ориентированный человек получает шанс выступить в качестве реформатора.

При этом инициатор изменений не может не осознавать всех рисков такой затеи – другая сторона может не захотеть перемен. Тогда кризис идентичности останется лишь фактом биографии самого человека, он не сможет оказать влияния на совместную с другими реальность. В итоге такой кризис приводит к фрустрации, в которой нежелание играть свою роль перерастет в неспособность действовать. Очевидно, что у такого сценария всего один исход – отставка, добровольная или вынужденная. Чаще всего в таких обстоятельствах отставка воспринимается человеком если не как благо, то по крайней мере как тайно желаемое избавление.

Если говорить о человеке с ролевым типом личности, то для него первичным является не личный смысл, а собственное социальное положение. Для человека ролевого типа нежелание находиться в доминирующей позиции просто непредставимо. Такой тип всегда хочет быть «начальником». Для него основным аспектом кризиса идентичности является осознание ограниченности своих возможностей, т. е. «неполное соответствие» желательной социальной роли.

Для человека ролевого типа выход из кризиса идентичности связан с двумя независимыми направлениями усилий, которые позволяют ему сохранить желательную для себя позицию и роль. Первое направление предполагает повышение своих возможностей, чтобы соответствовать стоящим перед ним задачам. В этом случае человек начинает работать над собой и занимается тем, что принято называть «повышением квалификации». Цель усилий – получить новые возможности, которые позволят почувствовать свое соответствие желанной социальной роли. (Справедливости ради следует сказать, что работают над собой и люди личностно ориентированные.) Такое направление усилий можно назвать конструктивным. В этом сценарии кризис идентичности становится побуждением к личностному росту, от которого выигрывают все участники совместного дела.

Второе направление усилий связано с попыткой влияния на отношение к себе окружающих. Например, можно создавать представление о собственной незаменимости. Это направление, по сути, является манипулированием. Существует такое понятие, как тангенциальное мышление. Оно проявляется в том, что человек в своих рассуждениях не столько приближается к новому пониманию, сколько движется как бы по поверхности мнений, не формируя своего собственного. Манипулирование неизбежно тяготеет к тангенциальному, поверхностному мышлению, потому что формирует не смыслы, а отношения к смыслам.

Проблема тангенциального мышления заключается в том, что оно в принципе не способно осознавать задачи – и тем более не способно их решать. В результате манипуляций кризис идентичности человека только усилится и неизбежно превратится в кризис личной компетентности. Финалом развития такого сценария становится социальная катастрофа и личная трагедия человека. Неизбежная отставка для человека ролевой ориентации означает не просто изменение условий существования – это личный крах его жизни.

Переживание кризиса идентичности является движущей силой личных изменений. Личностно ориентированный человек может стать более терпимым к консервативности и осторожности коллег. А человек ролевого типа может осознать, что кроме карьеры существует и ценность обычного человеческого участия. Но кризис идентичности – это не только возможность личного изменения к лучшему: это возможность для каждого сделать еще один шаг к большей взаимной открытости, возможность превратить противоречия в объединение смыслов людей разных типов на новом уровне взаимного дополнения и доверия.