Локомотивы в «Алабуге»

Владелец Камбарского машиностроительного завода (КМЗ; Удмуртия) Алексей Балашов с партнерами планирует вложить 3,3 млрд руб. в производство промышленных тепловозов для машиностроительных, горнорудных и оборонных предприятий в татарстанской ОЭЗ «Алабуга»

ООО «Торговый дом КМЗ»

Учредители (данные ЕГРЮЛ): Алексей Балашов (33%), Василий Еремеев (33%), Олег Шполтаков (33%), генеральный директор Олег Цепов (1%).

ООО «ТД «Камбарский машиностроительный завод»

Производитель железнодорожной техники. Владелец (данные ЕГРЮЛ): Алексей Балашов. Финансовые показатели (2010 г., данные «СПАРК-Интерфакса»): выручка – 148,55 млн руб., чистый убыток – 8 млн руб. Выпускает тепловозы, строительно-ремонтные поезда, снегоочистители для железных дорог, узкоколейные автотормозные платформы, платформы-сцепы, пассажирские и товарно-пассажирские вагоны. Один из клиентов – ОАО «РЖД», покупающее у завода подвижной состав и запчасти (данные компании).

Проектом в Татарстане займется ООО «Торговый дом КМЗ», которое получило статус резидента ОЭЗ, сообщила вчера пресс-служба ОЭЗ. Балашову принадлежит 33% компании (см. справку).

В 2014 г. КМЗ хочет выпустить первые 50 тепловозов, в 2015 г. – 100, в 2016 г. – 150 тепловозов. Проект стоимостью 3,3 млрд руб. планируется окупить за четыре года, говорится в пресс-релизе. На предприятии планируется создать 835 рабочих мест.

Завод будет использовать технологии немецкого Voith Turbo Lokomotivtechnik GmbH & Co., а Камбарский завод займется поставкой кадров, сказано в сообщении. Представители Камбарского завода вчера не прокомментировали планы. Voith Turbo Lokomotivtechnik не ответила на запрос «Ведомостей». О проекте знает Артем Леденев, директор департамента по внешним связям «Трансмашхолдинга» (ТМХ), который производит 85% отечественных маневровых тепловозов (остальные – группа компаний «Синара», по данным ТМХ). Всего, по его словам, в России выпускается около 120 маневровых тепловозов в год.

«Рынок маневровых тепловозов сложный, отечественные производители предлагают аналогичную продукцию по конкурентным ценам. КМЗ придется наладить систему сервисного обслуживания, ведь немецкие гидропередачи требуют специализированного ремонта», – предупреждает Леденев. Источник в машиностроительной компании утверждает, что тепловозы с гидропередачей Voith Turbo будут стоить от 1 млн евро, аналогичные отечественные – вдвое дешевле. Он также сомневается, что отечественный рынок востребует еще 150 тепловозов ежегодно.

Аналитик УК «Финам-менеджмент» Дмитрий Баранов, напротив, считает, что «потребность в тепловозах всегда есть – ведь машины постоянно изнашиваются». По его словам, сейчас доля новых тепловозов – 30–50%, остальное – техника, отслужившая минимум половину своего срока. «Кроме того, КМЗ, скорее всего, будет производить тепловозы для узкой колеи, а это перспективное направление, поскольку в России есть планы по развитию промышленности в европейской части России, где уже проложены узкоколейные дороги. И новым промышленным предприятиям проще и дешевле прокладывать именно узкоколейку», – продолжает Баранов. По его мнению, реально окупить инвестиции через четыре года после вывода предприятия на полную мощность.

Помощник заместителя гендиректора «Казаньоргсинтеза» Рафкат Хуснутдинов рассказал, что их парк тепловозов в удовлетворительном состоянии и закупки не планируются, однако «все промышленные тепловозы в республике – 80–90-х годов производства и, конечно, изношены».

В РЖД ничего не известно об этом проекте, сказал «Ведомостям» представитель компании.

В сообщении ОЭЗ говорится, что в перспективе производство в «Алабуге» освоит и магистральные локомотивы. Это вряд ли произойдет, считает представитель РЖД, ссылаясь на специализацию КМЗ (небольшие маневровые тепловозы, см. справку).